108

Готовы ли современные педагоги работать в инклюзии, рассказал эксперт

Инклюзивное образование – это реализация права каждого ребенка, независимо от его особенностей, на качественное обучение. И, поскольку число детей с ОВЗ* (с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью) ежегодно растет, каждый педагог должен быть готов принять таких воспитанников в детском саду, учеников – в классе, студентов – в вузе и создать оптимальные условия для их обучения.

О том, насколько готовы настоящие и будущие специалисты сферы образования работать в инклюзии, побеседовали с Виталием Зораховичем Кантором, профессором кафедры основ дефектологии и реабилитологии Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, доктором педагогических наук. Эксперт поделился опытом с белорусскими коллегами в рамках Международного научно-практического форума “Инклюзивное образование: Благоприятная среда для реализации потенциала каждого ребенка”.

Создание равных возможностей для каждого – фундаментальный принцип социальной политики многих государств (и Беларусь, и Россия – в их числе), основное положение Конвенции о правах людей с инвалидностью. В системе образования Беларуси инклюзия уже несколько лет активно и успешно работает: адаптируются программы обучения, педагоги получают профессиональную подготовку и переподготовку, родители детей с инвалидностью – комплексную поддержку и помощь специалистов, а учебные заведения – ассистивное оборудование. Кроме того, проводится информационная кампания по освещению этой важной темы. В РФ в прошлом году завершилось масштабное исследование, целью которого было выявить профессиональную предрасположенность будущих и действующих педагогов к инклюзивной практике, чтобы внести необходимые изменения в образовательные стандарты подготовки и переподготовки кадров.

- Виталий Зорахович, как возникла идея исследования? Кто принимал участие в нем?

- Идея давно витала в воздухе – требовалось понять, насколько готовы к инклюзии обычные педагоги, подчеркну, не дефектологи, насколько осознанно подходят к ней, предрасположены меняться в новых образовательных реалиях. На основе полученных данных важно было узнать, что влияет на формирование готовности работать с детьми с ОВЗ, чего не хватает для должной подготовки и эффективной профессиональной деятельности. Это был государственный заказ Министерства просвещения Российской Федерации нашему университету. Собственно, мы с коллегами разработали и адаптировали 5 опросников и тестов на основе релевантных методик, запустили исследование, а потом анализировали и систематизировали его результаты. Мы обработали ответы более 1100 студентов магистратуры и старших курсов бакалавриата вузов общепедагогического профиля из 33 городов России.

- Студентов-дефектологов не включали в это исследование для чистоты его результатов?

- В этой профессии не бывает случайных людей – такие быстро сходят с дистанции еще во время обучения в вузе. Дефектолог – это призвание и служение, поэтому он по умолчанию готов к работе с детьми с ОВЗ, в том числе и в условиях инклюзии.

- Какие основные закономерности были выявлены?

- Было установлено 8 типов инклюзивных диспозиций педагогов – смысловых оснований, установок (сформированных программ поведения) к определенному предмету, событию, поведению. Мы изучали профессиональную готовность и мотивацию работать в инклюзии, в опросниках учитывался и социальный контекст деятельности (стаж, география и пр.). Таким образом, определены следующие диспозиции будущих педагогов:

  1. аналитическая – сочетает позитивные представления об инклюзии как о различных возможностях для разных детей и рефлексии по ее реализации на местах;
  2. детоцентрированная – с фокусом на расширение образовательных возможностей и возможностей социализации каждого ребенка;
  3. личностно-ориентированная – сосредоточенная на социально-психологических измерениях инклюзии и ее возможностях в повышении личностной зрелости всех участников инклюзивного образования;
  4. мировоззренческая – с пониманием инклюзии как нормы современного общества и инструмента реализации образовательных прав каждого человека;
  5. системоцентрированная – восприятие инклюзии как перспективы развития системы образования в целом;
  6. скептическая – выражены сомнения и негативные реакции на обеспечение инклюзивного образования и возможности его реализации на практике;
  7. негативная – неприятие инклюзивного образования и отрицание самой возможности интеграции школьников с особыми образовательными потребностями (ООП) в массовые учебные заведения;
  8. индифферентная –  безразличное отношение, отказ от рефлексии инклюзивного образования, отсутствие каких-либо эмоциональных и моральных его оценок.

Затем мы привлекли к исследованию более чем 700 действующих педагогов: учителей начальных классов, учителей-предметников и педагогов дополнительного образования – из 7 федеральных округов. Полученные результаты подтвердили закономерности, отмеченные у студентов. И тут обнаружились весьма интересные обстоятельства. Стало понятно, что диспозиций в чистом виде не существует, при этом позитивные чаще сочетаются и сливаются друг с другом, а отрицательные – сохраняют автономность. Под влиянием различных факторов и обстоятельств (стаж, индивидуальный опыт и пр.) со временем изначальная диспозиция может меняться, дополняться новыми смыслами. А еще педагоги более склонны приписывать себе позитивные диспозиции, а окружающему педагогическому сообществу – негативные, препятствующие воплощению идеи инклюзии в образовании.

- С чем вы связываете наличие безразличного, скептического либо негативного отношения к инклюзии в образовании?

- Это может объясняться целым рядом причин: от искаженного представления учителей о детях с ОВЗ и ООП из-за недостатка информированности до личностной неготовности к взаимодействию с такими учениками. Может быть связано с высокой педагогической нагрузкой учителя на фоне возраста, многочисленности и разнородности обучающихся, с которыми он взаимодействует, отсутствием условий на местах для работы с детьми с ООП, неприятием со стороны среды (коллег, родителей).

- Преодолимы ли отрицательные диспозиции?

- К этому, безусловно, необходимо стремиться. Прежде всего за счет повышения информированности, просвещенности населения в целом и педагогов в частности. Ключевое значение, бесспорно, имеет и совершенствование системы подготовки и переподготовки педагогических кадров, когда в фокусе внимания – формирование и развитие устойчивых профессиональных компетенций и есть место  позитивному влиянию на ценностные установки, например через успешный опыт.

- Есть ли различие между мотивированностью студентов и педагогов со стажем?

- Как показывают наши исследования, инклюзивные диспозиции со знаком “плюс” (дето- и системоцентрированная, мировоззренческая) более выражены у молодых педагогов, отрицательные (негативная и скептическая) – у педагогов со стажем от 16 до 20 лет. К счастью, по мере приобретения профессионального опыта такое “отрицание” преодолевается.

- Смогли ли вы выявить какие-то географические особенности?

- Например, скептическая диспозиция в большей мере свойственна педагогам из мегаполисов, в малых и средних городах, сельской местности – обратная ситуация: больше принятия инклюзивного образования, но ограниченность ресурсов для его реализации.

- Какие перспективы в применении полученных результатов вы видите? В частности, с точки зрения преодоления негативизма и скепсиса в отношении инклюзии в образовании?

- Наша типология может быть положена в основу дифференцированного подхода в подготовке и переподготовке кадров для системы образования в целом. Думаю, полученные результаты должны учитываться и для оказания учебно-методической, практической, психологической поддержки специалистам на местах, и для проведения грамотной просветительской работы в средствах массовой информации.

- Виталий Зорахович, возможен ли универсальный педагог в принципе? И если ответ утвердительный, то что нужно для его появления? Если нет, что позволит к нему приблизиться?

- Если под универсальностью понимать способность в рамках одного класса и урока успешно работать как с обычными учениками, так и с детьми с особенностями, мгновенно переключаться, без ущерба для образовательного процесса, то, увы, нет. Каждый ребенок уникален, а тем более уникальны нюансы ребенка с ООП. О таком педагоге, готовом на практике каждодневно решать фактически некую сверхзадачу, можно и хочется мечтать. Эта мечта едва ли реализуема, хотя перспектива ее осуществления чрезвычайно привлекательна и заманчива. Разумнее здесь говорить о способности педагога создавать комфортные условия для развития и благоприятную атмосферу в классе для всех без исключения, но ожидать одинаковых результатов от разных детей вряд ли правильно. Если поразмышлять о том, как можно обеспечить такую универсальность, то, думаю, за счет переосмысления роли ассистента учителя, который как раз и будет помогать гармоничности этого “переключения”, выступая своеобразным медиатором взаимодействия педагога и учеников. Кто он? Высококвалифицированный специалист, осуществляющий “синхронный педагогический перевод” – адаптацию материалов и методик учителя к возможностям и особым образовательным потребностям. Поэтому самое очевидное для педагога – постоянно повышать квалификацию, использовать доступные ресурсы и методики, работать в команде с коллегами, ассистентами и родителями, развивать эмпатию и готовность к инновациям.

- Что бы вы хотели пожелать нынешним и будущим педагогам в инклюзии?

- Работа в инклюзивной среде – объективная реальность нашего времени. Поэтому, понимая, что такой ученик, воспитанник, студент, рано или поздно появится в вашем классе, группе, аудитории, нужно проактивно, осознанно себя к этому готовить. Хотите быть в этой профессии – меняйтесь!

А как в Беларуси?

В 2015 году директор Института инклюзивного образования БГПУ им. М. Танка Вера Валерьевна Хитрюк защитила докторскую диссертацию по теме “Формирование инклюзивной готовности педагогов в условиях высшего образования”. Был разработан критериально-диагностический инструментарий, позволяющий производить актуальную оценку инклюзивной готовности педагогов (ИГП),  комплекс условий для формирования ИГП, модель ее формирования и технологии. Это позволило начать и результативно реализовывать комплексную работу по расширению и углублению профессиональных компетенций специалистов белорусской системы образования.

В 2020 году Детским фондом (ООН) ЮНИСЕФ в Беларуси было проведено исследование по выявлению отношения педагогов к инклюзии, барьеров и основных, по их мнению, драйверов ее развития в сфере образования. Так, например, большинство специалистов, с одной стороны, отмечало положительное отношение, а с другой – низкую готовность работать с детьми с ООП. Ключевым барьером называли недостаток знаний и компетенций, другими важными препятствиями – предубеждения в обществе и позицию родителей. Главным преимуществом инклюзивного образования – социализацию ребенка, включение его в социум, где он учится взаимодействовать с разными людьми, умению принимать и понимать их, воспитывает уважение, гуманизм, толерантность.

- Когда узнала, что в моем классе будет ребенок с ООП, и не один, почувствовала неуверенность: ни опыта, ни достаточных информации и знаний не было. Поэтому до начала учебного года познакомилась и пообщалась с родителями, изучила специальную литературу. Очень поддержали администрация школы и коллеги, а еще дети – мне не пришлось им объяснять, как взаимодействовать со сверстниками с инвалидностью (ДЦП), т. к. они были уже сложившимся коллективом, который с 1-го класса вместе. И очень скоро страх исчез, всё стало на свои места: появились нужные знания, практика, уверенность, – комментирует Ольга Цыбульская, учитель английского языка из Витебска.

Полученные результаты были учтены при разработке образовательных программ для будущих и действующих педагогов, организации технической поддержки и информационно-просветительской кампании «Инклюзивное образование: благоприятная среда для развития каждого ребенка». Благодаря предпринятым усилиям менее чем через год, по данным 2-го этапа исследования, ситуация в педагогической среде и в обществе стала заметно меняться в лучшую сторону: влияние барьеров стало снижаться, а в готовности работать с детьми с ООП  появилась устойчивая позитивная динамика.

- Мне не первый год доверяют именно такие классы, в которых учатся дети с особыми потребностями. Самое главное – вера в ребенка, потому что каждый из них по-своему интересен и талантлив. И вот знание и опора на сильные стороны позволяют выстраивать коммуникацию, налаживать доброжелательные отношения в коллективе, воспитывать человечность, – считает педагог начальных классов Ольга Федосова.

В настоящее время в Беларуси более 55% педагогов имеют практический опыт работы с детьми с ООП; реализовано 28 образовательных программ, направленных на развитие компетенций педагогов в инклюзии; существует порядка 50 программ переподготовки для тех, кто стремится получить профессиональные знания и навыки в работе с детьми с особыми образовательными потребностями; с 2021 года во всех учреждениях высшего образования преподается учебная дисциплина “Инклюзивная образовательная практика”. Школы и детские сады системно оснащаются специальным и ассистивным оборудованием. Так национальная концепция развития инклюзивного образования создает все необходимые условия, чтобы дети с ООП могли учиться наравне со сверстниками, а педагоги – успешно включать их в учебный процесс и взаимодействие с одноклассниками. “Очевидна системная и профессиональная поступательная работа, но каждый новый шаг ставит перед всеми ее участниками новые задачи”, – отмечает Светлана Феклистова, проректор по научной работе БГПУ им. М. Танка.

Справочно

Материал создан при содействии Детского фонда (ООН) ЮНИСЕФ в Беларуси в рамках проекта «Инклюзивное образование: благоприятная среда для развития каждого ребенка», который реализуется совместно Министерством образования Беларуси и ЮНИСЕФ в Беларуси при финансовой поддержке Правительства Российской Федерации.

*В Беларуси общепринятым термином является “ребенок с особенностями психофизического развития (ОПФР)”.

Оставить комментарий (0)