Как детям с особенностями развития подготовиться к поступлению и узнать о специальностях, которые они могут освоить? Могут ли абитуриенту с инвалидностью отказать при поступлении? И как родителям, педагогам подготовить ребёнка с инвалидностью к взрослой и самостоятельной жизни?
Обсудили эти вопросы с заместителем начальника Центра развития профессионального образования учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования» Ольгой СОЛОВЬЁВОЙ и директором Института инклюзивного образования учреждения образования «Белорусский педагогический университет имени Максима Танка» Верой ХИТРЮК.
Комиссия
— Каждому ли ребёнку с инвалидностью нужен индивидуальный подход в образовательном процессе?
Вера Хитрюк (В. Х.): — Индивидуальный подход нужен каждому, а индивидуализация обучения — нет.
Есть дети, которые нуждаются только в медицинской помощи и сопровождении. У них есть клинический диагноз и разного рода соматические расстройства: нарушения работы желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы и так далее. Например, дети с диабетом. Таким детям нужна помощь медицинских специалистов, а вот получать образование они могут вместе с учащимися без инвалидности.
А есть дети, которые имеют особенности психофизического развития (ОПФР) и нуждаются в комплексной помощи: медицинской, педагогической, психологической и так далее. В таком случае их образование моделируется с учетом физических и психических потребностей.
— Могут ли отказать в обучении ребёнку с инвалидностью в колледже или вузе?
Ольга Соловьева (О. С.): — Для людей с инвалидностью (без интеллектуальных нарушений) годность к профессии определяется индивидуально. В некоторых случаях медико-реабилитационная экспертная комиссия (МРЭК) дает заключение, что человек с инвалидностью не может получить образование по определённой специальности. Поэтому лучше заранее обратиться в кабинет медико-профессиональной реабилитации, где специалисты на основе диагноза составят примерный перечень возможных специальностей.
Список доступных профессий для каждого диагноза разный и может меняться. Например, лица с нарушением слуха в данном учебном году обучались в колледжах по следующим квалификациям: рабочий зеленого строительства, цветовод, обувщик по ремонту обуви, портной, швея, сборщик обуви, оператор ЭВМ, парикмахер, фельдшер-лаборант, техник, техник-технолог, техник-программист и т. д. Это не закрытый список, в следующем году в нем могут быть представлены другие специальности. Словом, человек с инвалидностью должен определять свою годность к той или иной профессии со специалистами МРЭК.
Для лиц с интеллектуальной недостаточностью определены 18 специальностей, которые включают 39 квалификаций профессионально-технического образования. В текущем учебном году профессиональное образование именно данной категории осуществлялось по 11 специальностям (17 квалификациям) в 30 учреждениях образования. Наиболее востребованные: штукатур, облицовщик-плиточник, маляр; швея, портной; слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования; столярные работы, столяр, плотник; рабочий зеленого строительства, цветовод; монтажник санитарно-технических систем и оборудования и др. Кроме того, ведется работа по открытию новых специальностей и квалификаций.
У людей с инвалидностью также есть возможность получить профессию по программам дополнительного образования взрослых. Можно обучаться за свой счет или по направлению органов по труду, занятости и социальной защите. В отношении лиц с инвалидностью, зарегистрированных в качестве безработных, есть дополнительные меры государственной поддержки: финансирование мероприятий по адаптации к трудовой деятельности, сопровождаемое трудоустройство.
Примут и трудоустроят
— А если ребёнок определился с профессией, противопоказаний для этого нет, он может выбрать любой колледж и вуз для обучения? Или список учреждений ограничен?
О. С.: — При отсутствии медицинских противопоказаний такие лица могут обучаться в любом из учреждений, где им будут созданы специальные условия.
В. Х.: — Если выпускник учреждения специального образования с ОПФР намерен поступать в какое-либо учебное заведение, то руководство информируется министерствами об этом. Приходит письмо с указанием ФИО учащегося и перечнем условий, которые должны быть созданы для его обучения. Выполнить эти требования и директора, и деканы обязаны.
О. С.: — Отмечу, что для лиц с особенностями психофизического развития, которые по медицинским показаниям не могут посещать учреждения образования, есть возможность получения профессионально-технического образования на дому по отдельным специальностям, квалификациям.
— А что насчёт трудоустройства? Его гарантируют?
О. С.: — Да, все выпускники получают свидетельство о направлении на работу и при трудоустройстве имеют статус молодого рабочего или молодого специалиста.
Выпускникам из числа лиц с особенностями психофизического развития положены дополнительные гарантии при трудоустройстве – патронатное сопровождение в течение двух лет и трудоустройство в счет брони (т. е. рабочее место уже закреплено за определённым студентом). Трудоустройство в счет брони осуществляется в отношении выпускника с особенностями психофизического развития, которому не может быть предоставлено место работы в ходе распределения.
Стучаться во все двери!
— Когда родители сталкиваются с диагнозом своего ребёнка, им бывает трудно принять этот факт. Им кажется, что в будущем он будет во многом ограничен. Как быть?
В. Х.: — Родители не должны бояться обращаться за помощью. Нужно стучаться во все двери, чтобы вас и вашего ребёнка заметили. На кону — качество жизни человека, которое напрямую зависит от труда и участия родных. Ведь каждому родителю хочется, чтобы их сын или дочь получили образование, построили карьеру, были окружены друзьями. Можно ли этого добиться, если человек фактически безвылазно будет сидеть дома? Вопрос риторический.
Материал подготовлен в рамках информационно-просветительской кампании при поддержке ЮНИСЕФ в Беларуси.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть