Две недели зимой, по одной неделе осенью и весной, три месяца летом – такой график школьных каникул в Беларуси. Не слишком ли часто отдыхают наши ученики? Или в самый раз? В преддверии длительных летних каникул «АиФ» узнал мнение экспертов.
КАК МЕНЯЛСЯ ГРАФИК?
В Беларуси, как и во многих других странах СНГ, одни из самых длительных каникул – в среднем 17 недель (см. инфографику). График учебного года менялся с течением времени. К примеру, с 1935 года в СССР ввели единое начало занятий с 1 сентября, но старт летних каникул отличался: у 1-3-х классов – 1 июня, у 4-7-х – 10 июня, 8-10-х – 20 июня. В 1970 году каникулы подкорректировали: 1-7-е классы учились до 30 мая, 8-е – до 10 июня, 9-10-е – до 25 июня. Также были закреплены каникулы в течение года: 5-9 ноября, 30 декабря – 10 января, 24-31 марта.
В начале суверенной истории Беларуси занятия для большинства учеников завершались 25 мая, однако в середине 2000-х годов учебный период продлили на неделю, и с тех пор летние каникулы проходят с 1 июня по 31 августа. Недельные осенние каникулы обычно назначают на стыке октября-ноября, двухнедельные зимние – в декабре-январе, недельные весенние – в конце марта. Кроме того, для учеников 1-2-х классов предусмотрены дополнительные недельные каникулы в феврале.
Исторически школьные каникулы были привязаны либо к праздникам, либо к природным явлениям, отмечает главный научный сотрудник Института развития образования НИУ ВШЭ профессор Ирина АБАНКИНА. К примеру, отдых в конце марта – начале апреля был приурочен к половодью, когда добраться до школы в некоторых регионах становилось сложно. Зимние каникулы были приурочены к новогодним праздникам, осенние – ко Дню Октябрьской революции.
ПЕРЕГРУЖЕНЫ ИЛИ НЕДОГРУЖЕНЫ?
Но важны не столько каникулы, сколько учебная нагрузка в целом и ее распределение по месяцам, полагает Ирина Абанкина. По ее словам, в западноевропейских странах школьная программа с точки зрения информационной насыщенности проще, чем в нашем регионе, где больший объем информации надо уместить в более короткие сроки. Осенние, зимние и весенние каникулы не всегда дают возможность восстановиться после этой интенсивной нагрузки, а летние, наоборот, сильно расхолаживают. И приходится в сентябре тратить много времени на восстановление в памяти пройденного и адаптацию к учебному году, считает эксперт.
При этом кандидат педагогических наук Константин ЗИСКИН считает, что проблема не в повышенной информационной нагрузке для детей: «Когда ребенку в школе хорошо, можно вообще каникулы не делать. Когда плохо – никакие каникулы не помогут». Он отмечает, что есть интересы не только детей, но и родителей, бизнеса. «Под эти интересы подстроена вся индустрия – туризм, новогодние елки, концерты и многое другое. Но это проблема общего образования во всем мире. Редко какой школе удается ее решить», – утверждает эксперт.
А вот учитель с 11-летним стажем Тамара ВОРОНИНА находит действующий график школьных каникул оптимальным, но этим временем надо распорядиться с умом. «Если посвятить три летних месяца только компьютерным играм, вряд ли такой отдых принесет ребенку пользу, он не поможет разгрузиться психологически и быть готовым к новым занятиям. Различные походы, подвижные игры, общение со сверстниками и родными – лучшие варианты. У нас почему-то часто считается, что, если ребенок «ничего не делает», его надо обязательно загрузить. А детям очень нужны эти минуты свободного времени. В такие моменты происходит рост – не только физический, но и интеллектуальный, важный для развития необходимых для жизни свойств личности», – считает педагог.
При этом она добавляет, что в индивидуальном порядке летом также можно уделить внимание темам, с которыми у ребенка возникли проблемы в течение учебного года: «Но это не означает, что нужно все три месяца провести над учебниками. Лучше всего сделать это в первых числах июня, пока еще свежи в памяти наработки, а ближе к началу нового учебного года еще раз закрепить пройденное. Поддержать мозг в тонусе в течение каникул поможет чтение. Но необязательно школьной литературы, а преимущественно той, которая интересна ребенку».
КАК У НИХ
«Каникулы создают проблему. Дети отдыхают от школы, а родителям как быть? У них-то отпуск гораздо короче, – рассуждает профессор биологии Университета Джорджа Мейсона Анча БАРАНОВА, штат Вирджиния (США). – В США летние каникулы начинаются в конце мая – начале июня и заканчиваются в августе. Есть, конечно, платные лагеря, но они очень дорого стоят, большинство семей не могут себе их позволить. Есть рождественские каникулы, весенние – тоже одна неделя. В это время в школах работает продленка, и можно заплатить, чтобы ребенок туда ходил. Опять же, если есть деньги».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть