Катастрофа на пути в Катынь
Правда о том, что произошло, была найдена довольно быстро. Проблема заключается в том, что для польской стороны, привыкшей частенько искать виноватых в своих проблемах где-то на стороне, эта правда достаточно неприятна.
Утром 10 апреля 2010 года «борт номер один» 36-го специального авиационного полка Воздушных сил Польши вылетел из Варшавы в Смоленск. На борту построенного в СССР самолета Ту-154 М находилась делегация Польши во главе с президентом Лехом Качиньским. Пилотировал лайнер польский экипаж из авиаотряда президента.
Делегация направлялась в Катынь, дабы принять участие в памятных мероприятиях, приуроченных к 70-летию так называемого «катынского расстрела».
Можно до хрипоты спорить о том, кто же и когда расстрелял польских офицеров под Смоленском, однако та давняя история к катастрофе авиалайнера имеет косвенное отношение.
Итак, самолет президента Качиньского должен был приземлиться на аэродроме «Смоленск-Северный». Изначально этот аэродром предназначался для приема военной авиатехники, что представляет некоторые сложности для гражданских пилотов. Впрочем, гражданские самолеты приземлялись в «Смоленске-Северном» регулярно и успешно.
Но 10 апреля в районе аэродрома сложились крайне сложные метеоусловия. Облачность и видимость оказались ниже допустимого метеоминимума, необходимого для осуществления посадки.
Диспетчер аэродрома «Смоленск-Северный» сообщил экипажу самолета о том, что «условий для приема нет». Согласно существующим правилам, окончательное решение о том, осуществлять ли посадку, принимает командир воздушного судна.
Экипаж Ту-154 М связался с экипажем польского Як-40, который сел на «Смоленске-Северном» незадолго до прибытия президентского борта. Пилоты Як-40 также подтвердили, что условия на аэродроме не соответствуют необходимым для посадки.
Тем не менее командир Ту-154 М предпринял попытку посадить самолет. При заходе на посадку пилоты отклонились от курса, задели деревья примерно в километре от взлетно-посадочной полосы, после чего самолет рухнул на землю.
В результате падения погибли все 96 человек, находившихся на борту.
Сесть во чтобы то ни стало
Расследование обстоятельств трагедии началось немедленно, учитывая высокую международную значимость происшедшего.
К работе по расследованию была подключена и польская сторона. Российские власти были заинтересованы в том, чтобы развеять подозрения в какой-либо причастности к гибели главы соседнего государства.
В распоряжении экспертов оказались записи переговоров пилотов с диспетчером, данные «черных ящиков», а также обломки Ту-154 М.
Межгосударственный авиационный комитет (МАК) в январе 2011 года обнародовал выводы своего расследования. Главной причиной катастрофы были названы неправильные действия экипажа, который в сложнейших метеоусловиях принял решение о посадке, при этом допустил ошибки при снижении и проигнорировал сигналы системы предупреждения об опасном сближении с землей.
Данные телеметрии показывали, что до самого момента катастрофы Ту-154 М был исправен.
Таким образом, главный вопрос звучал так: что заставило польских пилотов пойти на посадку, которая в данных условиях изначально представлялась чрезвычайно опасной?
Президент Польши Лех Качиньский придавал большое значение участию в траурных мероприятиях в Катыни. Для польских политиков тема Катыни – это один из краеугольных камней, на которых выстраивается их нынешнее отношение к тем или иным современным событиям.
В случае если бы «президентский борт» ушел на запасной аэродром в Минск, Качиньский никак не успел бы на мероприятие.
Для эмоционального, резкого в суждениях и поступках Леха Качиньского это было совершенно неприемлемо. А перечить президенту для пилотов было опасно – это хорошо продемонстрировала история, случившаяся в 2008 году.
Награжден и уволен
12 августа 2008 года, во время российско-грузинского конфликта, президент Качинский вместе с президентом Литвы Валдасом Адамкусом, президентом Эстонии Тоомасом Хендриком Ильвесом и премьером Латвии Иваром Годманисом вылетели из Варшавы в Грузию с миссией дипломатической поддержки. В Симферополе, где самолет совершил промежуточную посадку, к ним присоединился президент Украины Виктор Ющенко.
Пилотировал самолет Ту-154 М польский экипаж, командиром которого был Гжегож Петручук, а вторым пилотом – Аркадиуш Протасюк. Именно Протасюк будет командиром судна во время катастрофы в Смоленске.
Изначально предполагалось, что самолет по соображениям безопасности полетит в азербайджанский город Гянджа, где президентов уже ждала автоколонна, готовая доставить их в Тбилиси. Однако в Симферополе Качиньский передумал и через подчиненных потребовал лететь прямо в Тбилиси. Петручук, однако, отказался. Тогда Качиньский сам вошел в кабину пилотов и спросил: «Господа, кто является командующим вооруженными силами?» Петручук ответил: «Вы, господин президент». «Тогда прошу выполнять приказ и лететь в Тбилиси», - и президент вышел, не дожидаясь объяснений. Командир экипажа отказался выполнить этот приказ.
Взбешенный Качиньский в течение полета звонил руководству польских ВВС, в Генштаб, требуя заставить непокорного пилота лететь в столицу Грузии, но самолет все-таки сел в Гяндже.
В Варшаве в отношении Петручука началось расследование, его обвинили в трусости, грозили судом, но в итоге вынуждены были признать, что согласно Летному уставу ВВС «на борту самолета решениям пилота должны подчиняться все, независимо от их воинского звания и статуса».
После этого Петручука наградили медалью и… уволили со службы.
Аркадиуш Протасюк очень хорошо помнил о судьбе бывшего командира и противостоять желанию Качиньского во что бы то ни стало сесть в Смоленске оказался не готов.
Давило на пилота и то, что во время посадки в кабине находились директор дипломатического протокола польского МИД Мариуш Казан и командующий Воздушными силами Польши Анджей Бласик. Визит этих лиц, которым в кабине находиться не полагалось, к летчикам мог быть вызван только одним – настоятельным требованием президента Польши совершить посадку, несмотря на видимость. Эксперты, расшифровывавшие переговоры экипажа, услышали отрывок фразы: «Он взбесится, если еще…»В данном контексте речь могла идти только о президенте, которого сообщение об уходе на запасной аэродром вывело бы из равновесия.
В итоге Аркадиуш Протасюк, не умевший противостоять начальству так, как это сделал за два года до этого Петручук, пошел на отчаянный риск, что и привело в итоге к гибели польской делегации.
Цена глупости
Вот, собственно, и вся история о катастрофе под Смоленском. Все остальное, что уже в течение трех лет обсуждается в СМИ, относится не к трагедии, а «теориям и гипотезам», обильно роящимся в головах поляков, привыкших винить Россию во всех своих бедах.
Для людей, превративших противоречивое «катынское дело» в национальный фетиш, гибель президента Польши, летевшего на траурные торжества, под Смоленском, не могла быть случайной. Отсюда и истории о взрывчатке, зенитных ракетах, расстрелянных выживших пассажирах, специально наведенном тумане и даже об умышленно посаженных быстрорастущих деревьях.
Даже самые трезвые и рассудительные представители Польши не готовы признать, что вина в этой катастрофе лежит только на поляках и больше ни на ком. Оттого и предпринимаются попытки представить хотя бы частично виновными диспетчеров, аэродром или его отдельные системы.
Нынешние власти Польши намерены построить на смоленской земле грандиозный мемориал в память о президенте Качиньском и всей погибшей польской делегации. Вокруг размеров мемориала уже возникли разногласия – польская сторона хочет занять под него территорию, превосходящую даже московскую Красную площадь.
Жаль только, не будет на этом мемориале цитаты из одного замечательного советского фильма, которая наилучшим образом описывает то, что произошло под Смоленском 10 апреля 2010 года: «Самое дорогое на свете — это глупость, потому что за неё дороже всего приходится платить».
Автор: Андрей Сидорчик
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть