32996

Падение польского Ту-154: пилоты знали, что погибнут

Минувшим днем в Смоленске главный военный прокурор Польши полковник Кшиштоф Парульский заявил, что следствию стали известны последние слова пилотов, президентского борта, произнесенные ими за несколько секунд до гибели. Что это были за фразы, он не уточнил, сказав лишь, что они были «драматическими». По словам пана Парульского, последние слова летчиков стали известны после расшифровки записей бортовых самописцев самолета.

На вопрос знали ли пассажиры самолета о том, что их ждет, прокурор отвечать отказался, сославшись на то, что окончательная синхронизация записанных черными ящиками переговоров еще не проведена. Поэтому пока невозможно установить, общались ли пилоты перед падением с кем-то вне кабины или нет.

Напомним, что данные, озвученные представителем польской стороны, были получены после работы с двумя бортовыми самописцами, с которыми российские и польские специалисты работают совместно. Как сообщили в польской Генпрокуратуре, третий «черный ящик» фиксирующий только технические параметры во время полета, будет доставлен в Польшу в ближайшие дни. Всего же на лайнере были установлены пять бортовых самописцев. К настоящему времени на месте падения трагедии в районе аэропорта «Северный» под Смоленском собрана уже почти половина обломков самолета и останки почти всех участников официальной польской делегации.

Между тем, накануне стало известно, что полет разбившегося Ту-154 не был застрахован. Тем не менее, по мнению польских юристов, семьи погибших все равно могут претендовать на денежные компенсации от Казначейства республики. Дело в том, что в Польше рейсы четырех первых лиц государства – президента, премьер-министра и спикеров Сейма и Сената – страховке не подлежат.

Тем временем техническая комиссия, которая занимается расследованием авиакатастрофы, пришла к выводу, что в трагедии был виноват пилот. По словам экспертов, условия, в которых летчик польских ВВС капитан Аркадиуш Протасюк пытался посадить самолет, были экстремальными. Он это прекрасно понимал, тем не менее, все равно решился на неоправданный риск.

Как сообщил другой высокопоставленный польский представитель военный прокурор подполковник Збигнев Жепа, на записях пилоты разговаривали на трех языках - польском, русском и английском. По его словам, лично он не различил голосов на пленке, однако один из польских экспертов лично знавший всех пилотов объяснил, кто что говорил в последние минуты полета.

05_423Как рассказал Жепа, пока все расшифрованные записи – это разговоры пилотов между собой. О том, разговаривали ли летчики с кем-то из пассажиров о выборе места приземления, станет известно лишь после расшифровки и синхронизации со временем полета всех записей. Речь идет о бытующей в СМИ и общественном сознании версии, согласно которой со стороны высокопоставленных пассажиров, и прежде всего самого президента Качиньского, на пилотов оказывалось давление в отношении выбора аэропорта приземления. Напомним, диспетчеры аэропорта «Северный» предупреждали о сложных погодных условиях в районе посадки и предлагали сесть в Минске, Витебске или в Москве. Несмотря на это пилот все же приземлиться под Смоленском.

По мнению коллеги погибшего летчика, капитана Гжегожа Петручука, окончательное решение о месте посадке принимает именно пилот. Напомним, сам Петручук был уволен после того, как не подчинился приказу Качиньского и отказался сажать самолет на закрытый аэродром в Тбилиси из-за сложных метеоусловий. Что касается Протасюка, то тот, по его словам, был отличным и опытным пилотом, на которого не могли давить ни временные рамки, ни давление президента.

Отметим, что минувшим днем появилась новая версия трагедии. Согласно ей, летчики могли избежать падения даже за несколько секунд до катастрофы. Однако командир корабля допустил роковую ошибку. Когда он понял, что машина не попадает в точку приземления, он включил форсаж и качнул самолет вправо, пытаясь набрать высоту с разворотом. В результате крыло зацепило верхушки деревьев, после чего самолет потерял управление и рухнул. Впрочем, вскоре эксперты в этой версии усомнились, так как, по словам летчика-испытателя Александра Акименкова, на Ту-154 вообще нет никакого форсажа. Он используется только для сверхзвуковых полетов.

Между тем, расследование причин аварии продолжается. Пока говорить о том, что в деле расследования крушения польского самолета Ту-154, в котором погибли 97 человек, включая главу государства, его супругу и целый ряд представителей военной и политической элиты Польши, поставлен крест, преждевременно.

Андрей Артемов

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно