Лех Качиньский летел с частным визитом в Катынь, где в этот день в 11.30 должна была пройти панихида на месте расстрела польских офицеров. Был запланирован прямой эфир с трансляцией на всю Польшу, мероприятия расписаны по минутам. В разговоре с корреспондентом «АиФ» маршал польского сената Богдан Борусевич упомянул, что накануне поездки он встречался с Марией Качиньской и первая леди рассказала, что президент очень усиленно готовит текст своего выступления, продумывая каждое слово. Для него этот частный визит имел большое политическое значение. Видимо, поэтому, когда экипажу правительственного Ту-154 сообщили о плохих метеоусловиях для посадки, тот принял решение садиться. После трёх заходов самолёт начал снижаться, несмотря на требование смоленских диспетчеров прекратить снижение. Не дотянув до взлётно-посадочной полосы около 400 метров, он зацепил крылом на высоте 8 метров дерево, рухнул на землю и раскололся на части.
Были ли на месте катастрофы выжившие?
Рассказывает спасатель Виктор Круглов:
- Нас подняли по тревоге меньше чем через минуту после падения самолёта. Думали сразу подъехать, напрямую, но там болото: даже наши мощные машины там завязли бы. Самолёт мы потушили быстро. Но спасать было некого.
Зрелище было ужасным. Меньше всего пострадали тела пилотов. Останки пассажиров лежали вперемешку. У тех, кто был пристёгнут ремнями безопасности, в основном были оторваны головы. Видимо, падая, салон как-то перевернулся или просто кусок обшивки вырвало и он срезал им головы… Руки, ноги, части тел приходилось собирать. Практически сразу опознали священника. На нём был белый шарф, и огромный золотой крест в два пальца толщиной… Гробы загружали на месте и везли потом на взлётную площадку. Гробы с охранниками были тяжелее, только потом сообразили, что они, наверное, были в бронежилетах.
Почему полетели в субботу?
По некоторым сведениям, приглашение Л. Качиньскому на официальные поминальные мероприятия 7 апреля было отправлено, однако он предпочёл иной сценарий. В итоге в среду на встречу с В. Путиным отправился премьер-министр Польши Д. Туск, а сам Качиньский решил вылететь в Смоленск через три дня с частным визитом.
Каковы версии?
Первоначально было три версии трагедии: плохие погодные условия, ошибка экипажа, неполадки в самолёте. Последнюю опроверг А. Бастрыкин, глава Следственного комитета при Прокуратуре РФ (СКП), который рассказал, что, согласно переговорам экипажа и диспетчера, «технических проблем с самолётом не было, лётчик был проинформирован о сложных погодных условиях, тем не менее принял решение о посадке». В Международном авиационном комитете (МАК) в данный момент при участии польских специалистов проводится расшифровка обнаруженных «чёрных ящиков». Самописцы в рабочем состоянии, расшифровка займёт несколько дней.
Что сказал диспетчер экипажу?
«АиФ» связался с диспетчером аэродрома Анатолием Муравьёвым.
«AиФ»: - Перед Ту-154 польского президента на аэродром сел Як-40 с польскими журналистами. Следующий за ним борт уже не приземлился?
Анатолий Муравьев: - Да, это был российский транспортный Ил-76. Экипаж решил, что надо уходить на запасной аэродром. Они приземлились в Москве.
«AиФ»: - В бригаде диспетчеров вы отвечали в том числе и за оценку погодных условий. Какие они были на момент катастрофы?
А. М.: - Погода значительно ухудшилась. Руководитель полётов скомандовал Ту-154 уходить на другой аэродром.
«AиФ»: - Экипаж не послушался?
А. М.: - Нет. У гражданских самолётов, и у спецбортов особенно, есть право отклонить указания диспетчера и действовать по ситуации. К тому же экипаж не сообщал нам о своих действиях, хотя и должен был бы.
«AиФ»: - Что вы делали потом, когда поняли, что самолёт всё-таки будет садиться?
А. М.: - Мы до самого конца продолжали делать свою работу: вели самолёт.
Помирит ли трагедия?
«Трагедия должна помочь самоочищению этих отношений и пониманию мелочности старых обид и недомолвок, - считает Сергей Караганов, заместитель директора Института Европы РАН. - Cам Качиньский, насколько я знаю, собирался приехать в Москву на празднование 9 Мая. Кстати, впервые в истории этой страны польские солдаты пойдут на параде одной колонной с союзниками по войне. Это будет ещё один знак уважения к Польше, потерявшей в той войне миллионы своих граждан».
«Отношения России с Польшей будут улучшаться независимо от случившийся трагедии, - говорит Сергей Марков, известный политолог, депутат Госдумы. - Польша, которая много лет вбивала клин между Россией и Евросоюзом, осознала непродуктивность такой политики. За русофобскую и откровенно проамериканскую позицию её стали критиковать лидеры других европейских стран. И примерно два года назад Польша стала отказываться от этой линии. Неслучайно новый премьер-министр Туск (кстати, в Польше премьер имеет больше полномочий, чем президент) приезжал совместно с Путиным почтить память жертв сталинского режима в Катыни».
Белорусы сообщали...
Полет самолета президента Польши над территорией Беларуси проходил в штатном режиме, сообщили БЕЛТА в департаменте по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси. «У нас самолет шел стандартно, без отклонений. При этом по просьбе российских коллег мы предупредили экипаж самолета о неблагоприятных погодных условиях для посадки в Смоленске». Сильный туман мог помешать нормальному приземлению авиалайнера. «Мы передали всю эту информацию, экипаж принял ее, все было по правилам, - отметили в департаменте по авиации. Над Беларусью самолет президента Польши стандартно снижался, на высоте 3,9 тыс м мы его передали московской зоне. С момента передачи до катастрофы на территории России воздушное судно находилось в воздухе 36 минут», - добавили специалисты.
Материалы подготовили: Михаил Ивашин, Ольга Камаева, Марина Сергученкова («АиФ-Смоленск»), Владимир Кирьянов (Варшава), Дмитрий Писаренко, Виталий Цепляев
Читайте по теме:
Президент Польши повторил трагическую судьбу одного из своих предшественников
Роковое давление. Три года назад под Смоленском разбился президент Польши
Падение польского Ту-154: пилоты знали, что погибнут
«Катынь забирает новые жертвы»: под Смоленском разбился президент Польши
Кто виноват в катастрофе самолета польского президента Качиньского?
Польша возобновит расследование авиакрушения под Смоленском
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть