По мнению российской стороны, в катастрофе, в первую очередь, был виноват экипаж, которому не хватало опыта. Тем не менее, желая угодить президенту, находившемуся на борту лайнера и другим высшим чиновникам страны, летчики, во главе со своим командиром Аркадиушом Протасюком, согласились на опасную посадку.
Со своей стороны, польские эксперты говорят о том, что комиссия не слишком внимательно отнеслась к той роли, которую сыграл диспетчер аэродрома «северный» под Смоленском, команды которого несколько запоздали.
Напомним, минувшим днем Межгосударственный авиационный комитет опубликовал отчет об обстоятельствах, предшествовавших крушению. По мнению российской стороны, причиной катастрофы стали ошибки польских летчиков.
Они заключалась в том, что заходя на посадку по неточной навигационной системе, Протасюк поставил самолет в режим автопилота, чего делать было нельзя. Установив машину в начало наклонной прямой-глиссады, по которой должен был снижаться лайнер, командир задал автопилоту скорость снижения 4 метра в секунду и начал посадку, считая, что при таких параметрах шасси коснутся земли в начале полосы. В то же время штурман контролировал высоту самолета по радиовысотомеру - прибору, определяющему расстояние до земли по отраженному от нее радиосигналу. Трагическую роль в катастрофе, сыграл пологий и длинный овраг глубиной примерно 40 метров, расположенный поперек посадочного курса, и неопытность штурмана.
Когда самолет летел над дном оврага и земля начала уходить вниз, штурман растерялся и сообщил командиру о том, что они идут выше курса и не попадают в полосу. Протасюк поверил подчиненному и увеличил скорость снижения вдвое. Тем временем, овраг кончился, сменившись затяжным подъемом на холм.
По словам экспертов, экипаж, стремился нырнуть под туман, чтобы увидеть землю. Из пикирования самолет пытались вывести диспетчер и система TAWS. Однако экипаж увлекся визуальным поиском земли и предупреждений не слышал.
Впрочем, польская сторона с этой позицией не согласна. По словам поляков, диспетчер слишком поздно сообщил о том, что самолет резко снижается. Это произошло только тогда, когда Ту-154 уже опустился ниже стометровой высоты. Россияне с этим согласны, однако, по их словам, диспетчер не успевал отслеживать метку из-за слишком большой вертикальной скорости снижения самолета.
Более того, как говорят эксперты МАК, причины, по которым экипаж лайнера не сумел быстро сориентироваться в ситуации, заключался и в том, что в подразделении, где служили летчики, не было программы подготовки пилотов Ту-154М. Командир самолета налетал в своей должности всего 530 часов, второй пилот - 160, бортинженер - 235, а штурман – лишь 30.
Между тем отметим, что из доклада МАК также следует, что в момент аварии в кабине пилота президентского Ту-154 находились посторонние лица. Их было не меньше двух, и они могли спровоцировать роковые действия пилотов. По словам главы комитета Татьяны Анодиной, по российским и международным правилам присутствие в кабине посторонних лиц не допускается.
Пока, имена тех, кто находился в кабине польских пилотов, не названы. Однако, по неофициальным данным, это были командующий ВВС Польши Анджей Бласик и глава дипломатического протокола МИД страны Мариуш Казана.
Впрочем, уполномоченный представитель Польши Эдмунд Клих сообщил, что лично не слышал этих голосов. «Они были в фоне. Там было несколько предложений. Но пока нельзя сказать, имели ли они какое-то воздействие на экипаж», - сказал он. «Я не думаю, что это имело решающее влияние на катастрофу», - отметил он.
Кроме того, по его словам, разбившийся Ту-154 был военным, а не гражданским самолетом и присутствие в кабине пассажиров не противоречило правилам, принятым в польских ВВС.
Следует также отметить, что как пишет «Коммерсант», неофициально российские эксперты также признают, что им удалось расшифровать лишь примерно 10% речевой записи переговоров. Фразы посторонних лиц звучат очень тихо, и даже сами поляки не могут их разобрать.
Напомним, самолет президента Польши Ту-154 разбился 10 апреля около 10:50 при заходе на посадку на аэродром «Смоленск-Северный». В результате погибли все находившиеся на борту люди - 96 человек. Среди них - глава государства Лех Качиньский и его супруга Мария, а также практически все высшее военное и политическое руководство страны. Польская делегация летела в Катынь, чтобы принять участие в церемонии по случаю расстрела весной 1940 года органами НКВД, несколько тысяч польских офицеров и мирных граждан, оказавшихся в СССР после сентября 1939 года.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть