aif.ru counter
4036

Полпорции заказать нельзя, а в кафе за столик могут подcадить других гостей

"Аргументы и факты" в Беларуси № 12. Когда клиент прав? Жалобы и предложения в сфере общепита 20/03/2018

В сфере услуг золотое правило: «Клиент всегда прав!». Однако зачастую эта фраза - всего лишь девиз, а не принцип. Что надо знать о своих правах посетителям кафе, ресторанов, «АиФ» рассказала заведующая юридическим сектором ОО «Минское общество потребителей» Анна Олеговна КРИШАНЬ.

Правоотношения в сфере общественного питания регулируются Законом «О Защите прав потребителей» и Постановлением Совмина от 22 июля 2014 года № 703 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания» и Положением о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания.

  • Можно ли в ресторане заказать полпорции?

- Полпорции блюда потребитель заказать не может. Потому что в ресторане, кафе есть утвержденное меню, в котором указываются наименование блюда, изделия, масса, объем или другая мера единицы изделия (порции), их цена. Меню можно расценивать также как публичную оферту. Приходя в магазин, вы же не можете купить половину глазированного сырка. В ресторане блюдо готовится по индивидуальному заказу, его стоимость высчитана и указана в меню. Заказать половину порции возможно только с разрешения администрации заведения.

  • Можно ли в ресторане заказать только стакан воды?

Да, можно. Заведение общественного питания реализует продукцию и услуги. Что бы вы ни заказали, вы вправе пользоваться и помещением, в котором вам выдадут заказ.

  • Могут в кафе за мой столик подсадить кого-нибудь, если нет мест?

- Да, могут. Так как кафе реализует услуги по приготовлению пищи и по осуществлению общественного питания. Оно не предоставляет услугу по аренде целого столика. Другое дело - если такая возможность предусмотрена администрацией заведения. В таком случае вы вправе отказаться от соседей. Если же вы просто зашли пообедать в заведение и мест действительно нет, администрация вправе подсадить других посетителей за ваш столик. Такой нормы законодательства, которая бы запрещала это делать, не существует.

  • Могу ли я вернуть блюдо на кухню, если оно должно быть гоячим, а принесли холодное?

- Да, можете. В меню ресторана есть блюда, которые относятся к категории горячих, технологическая карта кулинарного изделия предусматривает подачу этого блюда при определенной температуре. Поэтому в данном случае имеет место некачественное оказание услуг. В такой ситуации вы вправе вернуть блюдо на кухню и не платить за него.

  • Обнаружил волос или муху в супе. Что делать?

- Если вы обнаружили в еде насекомое, волос или другой инородный предмет, то прежде всего надо пригласить администрацию кафе, ресторана. Следующий шаг – оставить запись в Книге замечаний и предложений. За некачественное блюдо потребитель вправе не платить, но есть и другой аспект. Волос, муха в блюде – это нарушение санитарных норм на рабочем месте обслуживающим персоналом. Это уже вопрос, который должен решаться центром гигиены и эпидемиологии того района, где находится заведение общепита. Вы можете написать соответствующее обращение в центр гигиены и эпидемиологии. Специалисты проведут проверку, на основании которой могут привлечь к ответственности юридическое лицо либо должностных лиц юридического лица.

Оставленная вами запись в Книге замечаний и предложений, конечно, до центра гигиены и эпидемиологии вряд ли дойдет, так как они эту книгу не проверяют. Но, обратившись письменно в санитарную службу, вы получите результат.

  • Что делать, если в общепите отказываются принимать карты, а наличных у меня нет?

- Принимать карты общепит обязан в соответствии с Постановлением Совета министров №703. Более того, официант должен уточнить, как вы хотите рассчитаться: картой или наличными денежными средствами. Если в кафе есть терминал и по каким-то причинам он не работает, это можно отнести к форс-мажорным обстоятельствам. Но в любом случае потребитель обязан оплатить счет. Поэтому в данной ситуации могу посоветовать оставить запись в Книге замечаний и предложений по поводу того, что при попытке рассчитаться безналичным способом, такая возможность отсутствовала по каким-либо причинам. И там же указать, что, так как наличные денежные средства отсутствуют, вы обязуетесь оплатить счет, например, в течение нескольких часов или дней.

  • Клиент разбил посуду. Кто платит?

За причинение вреда имуществу платит тот, кто его причинил. Это четко прописано в Гражданском кодексе Республики Беларусь. Но тут есть нюансы. Какой-то процент боя посуды общепит предусматривает: это предпринимательские риски. Потребитель вправе отказаться и не платить. Чтобы взыскать с потребителя стоимость разбитой тарелки, администрация должна обратиться в суд с соответствующим иском и доказать, что потребитель разбил посуду намеренно или по неосторожности. Но с другой стороны, если потребитель сразу не возместит ущерб и уйдет, то задержать его оснований у администрации нет. А в суд из-за разбитой тарелки вряд ли кто-то будет обращаться. В убытке заведение не останется, но с точки зрения добросовестной гражданско-правовой позиции ущерб надо возместить.

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Подписка в 2020 году



Топ 5 читаемых