Актёр Юрий Стоянов в интервью "АиФ" рассказал о выросшем качестве российских сериалов, своем графике съемок до 2025 года, отсутствии западного кино в прокате и пользе от этого для отечественного, ностальгии по прошлому, в которой нет ничего продуктивного, а также о выступлении в «ужасном месте с неприличным названием».
Владимир Полупанов, "АиФ": - Юрий Николаевич, знаю, у вас невероятная востребованность. Где снимаетесь, над чем работаете?
Юрий Стоянов: - Есть такое дело — я всё время работаю. Я никогда не снимаюсь одновременно в нескольких проектах, даже в двух сразу. Поэтому мне всегда легко ответить, где конкретно снимаюсь. В данный момент еду в машине со съёмок комедийного сериала (для телеканала «Россия»), который имеет рабочее название «Самозанятые» (еще один вариант «Удивительный мир инженера Лужина»). Играю главную роль бывшего инженера, а ныне самозанятого, Олега Лужина. Сериал «не очень населенный», в нем задействовано не так много актеров: Ян Цапник, Ирина Розанова, которая играет мою жену, и еще ряд артистов. Рассказать больше пока не могу, иначе это будут спойлеры. Тяжелая работа. Нет такого: «Юрий Николаевич, вы пока пойдите в вагончик, а мы тут снимем сцену без вас». Всё время в кадре.
Перед этим закончил съемки в сериале «Артист» тоже для канала «Россия» (о воре-рецидивисте, который, выйдя из тюрьмы, вспоминает свое театральное прошлое, чтобы пробраться к собственному денежному тайнику — прим. ред.). Весной будем снимать сериал «Мамонты», после я войду в 3-й сезон сериала «Вампиры средней полосы». У меня график съемок расписан до осени 2025 года.
Работы сейчас очень много. Такого количества фильмов и сериалов, которые снимаются сегодня только в Москве, не снималось, по-моему, никогда. Свободный съемочный павильон невозможно найти и арендовать на два месяца. Их просто нет, всё занято. Снимать негде. Я не говорю про «Мосфильм» и другие дорогие локации, нет даже бывших сараев, переделанных каким-нибудь предприимчивым актером под павильон. Приезжаешь в какую-нибудь школу на съемки, а там уже три съемочные группы снимают свои проекты. У меня такое ощущение, что в Москве одна половина жителей снимает кино, а вторая в нем снимается. А пробки от того, что люди переезжают из одной локации в другую.
А ещё готовлю к изданию книгу «Игра в городки» с большим количеством новых рассказов. И работаю над новой виниловой пластинкой своих песен.
— Один знакомый музыкант утверждает, что сегодня наступили «нетворческие времена». Но, судя по количеству работы у вас, с ним сложно согласиться.
— Это вопрос выбора каждого человека. Любую позицию необязательно принимать, но нужно уважать. Если человек считает, что это не его время — ради Бога. Художник имеет право оценивать время и себя во времени. Когда-нибудь и время оценит его. Право на внутреннюю иммиграцию есть у каждого художника, если он считает, что это не его время. Скажу как артист: «Времена не выбирают, в них живут и умирают». Я хочу жить в этом времени, а не умереть. Творчески. В моей профессии жизнь без работы — это смерть. Артист не пишет в стол, не записывает песню и ждет своего часа. Я не могу сыграть что-то, что через 20 лет посмотрят люди. Единственное, что я должен — серьезно относиться к материалу. Но в кино существует большая проблема — очень сложно рассчитать и понять до выхода фильма, правильный ли ты сделал выбор, снявшись в нем. Это очень сомнительный комплимент: «Сериал, в котором ты снялся, полное дерьмо, но ты там молодец, хорошо сыграл, рядом никого нет». Он давно не греет. Я хочу, чтобы говорили: «Какой замечательный фильм (или сериал), в котором ты снялся». Думаю, это мечта любого артиста. Но просчитать успех очень сложно. Иногда думаешь: «Вроде материал не очень, но что-то в нём есть, я могу что-то сделать». Нет, не сможешь. Этот материал потом попадет к плохому монтажёру, бездарному музыкальному редактору. И ты не сделаешь ничего. И будешь при плохом монтаже под плохую музыку делать вид, что ты хорошо играешь.
— С нашего рынка почти ушло иностранное кино. В прокат прорываются единицы. Казалось бы, место освободилось, а хорошее отечественное кино в кинотеатрах не идет, смотреть нечего. В чем причина?
— Полный метр снять сейчас очень непросто. Видимо, поэтому в кино сейчас идут в основном сказки. Говорят, «По щучьему велению» очень хорошо сделанное семейное кино. Сначала появился «Последний богатырь», потом уложивший всех на лопатки «Чебурашка», потом «Конёк-горбунок». Скоро выходят «Бременские музыканты». Не дай бог, менее талантливые люди из киноиндустрии, чем тот же Сельянов, задумаются и решат: «Сейчас сказка прёт. На сказках надо подниматься, ребята. На сказки бабло дают».
Всё самое интересное и главное сейчас выходит в онлайн-кинотеатрах. Наши сериалы вышли на очень высокий уровень. А то, что ушло американское и другое иностранное кино из нашего проката, я считаю неплохо. Ты помнишь, за счет чего французы возродили свой кинематограф? Они ввели жесточайшую квоту на количество иностранных фильмов в прокате. И таким образом подняли интерес к французскому кино. И экономически его возродили. Французы сегодня снимают потрясающие фильмы и сериалы. Есть и такой путь.
Но не будем лукавить, что из-за санкций у нас нет возможности смотреть «фирменное» кино. В интернете всё есть в хорошем качестве и с русским переводом. «Убийцы цветочной Луны» Мартина Скорсезе — самый обсуждаемый фильм, который не идет у нас в прокате. Но все, кто хотел, его уже посмотрели.
Иногда читаю новость «„Нетфликс“ скоро представит первую серию своего нового проекта». А она уже неделю в интернете есть в хорошем качестве, да еще и профессионально дублированная на русский язык. Смотри — не хочу. Наверно, это незаконно, «пиратство». Но нельзя сказать, что мы не можем смотреть хорошее западное кино. Мы отрезаны только от международных кинофестивалей, которые проходят в других странах.
— Какие наши сериалы можете рекомендовать?
— Те, которые меня зацепили, непростое зрелище. Это сложные и жесткие истории, как правило, с криминальным сюжетом. «Мерзлая земля» со Светланой Ходченковой о маньяке-убийце. «Фишер» с потрясающим Иваном Янковским про одинцовского маньяка, который зверски убивал мальчиков в Подмосковье. Грандиозные работы! Сериал «Хрустальный» — тоже о серийном убийце, к сожалению.
Я, как профессионал, отмечаю великолепное качество этих работ. И мне очень нравится, когда в кино точно схвачено время, и я его узнаю по цвету, по тому, как люди существуют в кадре. В «Фишере» советское время точно показано.
— Моя супруга на предложение посмотреть ужасы или про убийц отвечает: «Мне ужасов и убийств по телевизору хватает». А что-нибудь позитивное можете рекомендовать?
— Программу «Городок», которую мы делали с Ильей Олейниковым с 1993 по 2012 год, очень смешной сериал «Жуки». Или дождаться сериала с моим участием. Некоторые люди действительно не могут смотреть про маньяков, говорят, что это очень депрессивное кино, но все отмечают, что это мастерски сделанные сериалы.
Но есть и хорошие криминальные комедии, например, «Лада Голд». На днях выходит сериал Жоры Крыжовникова «Слово пацана. Кровь на асфальте» — тоже пронзительный документ 80-х и начала 90-х. Я видел фрагменты. Сделано грандиозно.
— Какие, по-вашему, основные тренды сегодня превалируют в сериальном производстве?
— На мой взгляд, три тренда. Либо это криминал, либо комедия, либо ностальгические проекты о советском времени (60-е, 70-е, 80-е и 90-е годы).
— Почему про нынешнее время не снимают?
— Могу привести простую аналогию из истории кино. Во время Великой Отечественной войны было снято незначительное количество фильмов о войне. Серьезные пронзительные ленты о войне стали появляться в конце 50-х, спустя 15 лет после ее окончания. А кем были сняты эти фильмы? Людьми, которые воевали и в своих гимнастерках пришли поступать во ВГИК. И потом сказали свое новое, «окопное», слово о войне. Для того чтобы оценить время, нужно время, извиняюсь за тавтологию. Так настоящее искусство реагирует на сломы эпох, трагические моменты истории. Поэтому требовать сиюминутного отклика от кинематографа про современность бессмысленно.
— Один мой друг актёр сказал: «Знаешь, почему сегодня так много снимают про советское время? Потому что реквизита, одежды, машин этого времени до фига. И арендовать его стоит копейки».
— Глупее вывода не слышал.
— То есть причина — ностальгия по СССР? Футбольный тренер Олег Романцев в недавнем интервью «АиФ» сказал, что в этот период всё было искреннее и добрее. Вы тоже так считаете?
— А чем сейчас занимается блистательный в прошлом футболист и тренер Олег Романцев?
— На пенсии. Нигде не работает.
— В этом ответ. Я бы не хотел никого обижать. Уважаю такую точку зрения и во многом ее разделяю. Но она такая, потому что сейчас тому же Романцеву не очень хорошо из-за отсутствия работы. Когда много работаешь и востребован в профессии, ты не можешь не любить время, в котором живешь. А когда всё лучшее у тебя в прошлом, то совершенно естественно ностальгировать по нему.
С одной стороны, вспоминая прошлое, думаю, как же здорово, что я, пацан из Одессы, приехал в Ленинград и поступил в лучший вуз СССР. Бесплатно отучился, получил лучшее гуманитарное образование в мире, а затем попал в лучший театр страны. Меня лечили бесплатно. Но было и другое. Я часто думал: «Сегодня у меня совершенно нечего есть. Сапоги прохудились. Где достать? Нет денег и занять не у кого». И так далее и тому подобное. Говоря так о советском времени, я тоже буду прав. По большому счету, мы всегда гордимся прошлым, воюем с настоящим и боимся будущего.
— Да, в магазинах ничего не было, заработать большие деньги было почти невозможно. Но и тревог было меньше. Разве нет?
— То, что постоянное чувство тревоги за жизнь тогда отсутствовало, — безусловная правда. Дружили и общались по-другому. Многое было хорошо, о чем можно вспоминать с теплотой и ностальгией. Допустим. Но что продуктивного в этих воспоминаниях? Ты предлагаешь возвращать всё, что было тогда, жить как раньше?
— А почему бы не вернуть то хорошее, что было? Хотя бы систему образования.
— Двумя руками за, чтобы вернулось не только общее бесплатное, но и высшее образование. Платное актерское образование — это ужасно. Это чудовищно, когда мой друг педагог, работающий в театральном вузе, оказывается в ситуации, когда вынужден говорить талантливому абитуриенту: «К сожалению, мы вынуждены принять вас на платное образование». А мама этого мальчика работает библиотекарем, а папы нет.
Давай расширим список и вернем бесплатную медицину и то, что раньше называлось «диспансеризацией», всеобщей и бесплатной. Давай вернем бесплатный спорт для детей. Я же мастер спорта по фехтованию. Меня всем обеспечивало советское государство, я не покупал себе саблю, форму и кроссовки. А еще получал талоны на питание на 2,60 руб. в день. И зарабатывал больше, чем моя мама, будучи учеником 10-го класса.
— Часто слышу, что нам не хватает какой-нибудь идеологии. Ее вы бы вернули?
— Что значит «какой-то идеологии»? У нас бывает Год кино, Год учителя. Это прекрасно. Но я мечтаю дожить до Года хорошего настроения и надежды. А за ним уже должны подтянуться и экономика, и идеология, и всё остальное. Готов возглавить движение. Я желаю всем хорошего настроения и надежды. Самое тяжелое - это добиться улыбки. Всё это я говорю для того, чтобы ты понял, что комедийным артистом быть тяжелее, чем трагиком.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть