1471

Протеирей Сергей Лепин: Нас сделает свободными познание истины!

"Аргументы и факты" в Беларуси № 36. Льготные метры 05/09/2017
Сергей Лепин: Нас сделает свободными познание истины, а не своеволие и самоуправство.
Сергей Лепин: Нас сделает свободными познание истины, а не своеволие и самоуправство. Onliner.by

- Иоанн Богослов, описывая последние времена, предсказывал, что «от беззакония оскудеет любовь» в мире. Про затухание любви говорят уже многие интеллектуалы. Взять хотя бы последний фильм режиссера Звягинцева, который недвусмысленно называется «Нелюбовь». А видят ли священнослужители сегодня в мире признаки предсказанного Иоанном Богословом?

- Последние времена - так называют заключительный период существования человечества, завершение Седьмого Дня творения, которое будет увенчано Вторым пришествием Иисуса Христа. Все христиане верят в то, что Господь вернется. Никто не знает и не может узнать, когда это будет, о чем однозначно говорит Писание, но, тем не менее, этому событию будет предшествовать возникновение некоторых обстоятельств. Какие это обстоятельства?

Во-первых, появление огромного количества лжехристов (религиозных самозванцев, лжемессий, лжепророков).

Во-вторых, распространение проповеди Евангелия по всему миру среди всех народов (чтобы у всех был выбор - принять Христа или нет).

В-третьих, значительное оскудение веры и любви в людях, даже тех, кто, казалось бы, является христианином, и невиданная эскалация насилия. В-четверых, ужасы различных природных катаклизмов, стихийные бедствия, космические катастрофы.

Ну и, в конце концов, явление Антихриста, которое будет ознаменовано предельным торжеством лжи и гонениями на Остаток Церкви. Некоторые указанные признаки наблюдались уже во времена апостолов, поэтому едва ли не все первые христиане верили, что Господь придет еще в их эпоху. В богословской литературе часто высказывается мысль, что последние времена начались с момента Вознесения на Небо Иисуса Христа - т.е. почти две тысячи лет назад. Разумеется, мы не можем не ужасаться, читая новости, оглядываясь вокруг и… заглядывая в собственное сердце…

Беззаконие

- Чтобы не было беззакония, люди должны слушать свою совесть - быть свободными. Сегодня многие боятся потерять работу, достаток, физическую свободу и поэтому постоянно идут на компромиссы с совестью. Не должны ли священнослужители теперь в голос говорить о свободе, раскрывая ее истинный смысл, не должно ли это понятие стать ключевым в проповедях, миссионерстве наравне с понятием «любовь»?

- Конечно, должно! Апостол Павел говорит, что мы призваны к свободе, но наша свобода должна стать не поводом к самоугождению, а основанием для служения ближнему. Сам Господь говорит нам, что нас сделает свободными познание истины, а не своеволие и самоуправство. Совесть - голос Божий внутри каждого из нас, это так. Но, к сожалению, одного лишь голоса совести в достижении свободы недостаточно - совесть может молчать, ошибаться и даже врать. Ничто не совершенно в нашей природе, поэтому нам не обойтись без Священного Писания и учительства Церкви. Если мы не наполняем свою жизнь Евангелием, то изменяется содержание и нашего сознания, а вместе с этим изменяются значения слов и понятий - в том числе и таких как «любовь» и «свобода». И это не только лингвистическая проблема - это проблема всей нашей жизни в ее целокупности, поскольку, как говорил один восточный мудрец, когда слова утрачивают свое значение, народ теряет свою свободу.

Сопротивление

- Бог говорил: «Мне - отмщение». Но разве сами люди не должны бороться со злом? Как понимать заповедь непротивления злу сегодня? Как поступать, когда являешься свидетелем беззакония и несправедливости?

- Люди должны бороться со злом, и сам Христос пришел на землю именно для того, чтобы одержать победу над ним. Вопрос заключается в том, как бороться, а не в том, бороться ли. Некоторые считали и считают, что «клин клином вышибают» и злу можно противиться злом же. Но Писание и святые отцы говорят нам о том, что если злу противопоставлять зло, то происходит только умножение зла - это как тушение огня бензином. Отдельным пунктом в этой теме является вопрос о возможности противления злу насилием, например, вооруженным сопротивлением. Христианство допускает последнее, поскольку считает, что применение силы само по себе еще не является злом. Например, лишение человека конечности может быть как благом для него, если речь идет о необходимой медицинской операции, так и злом, если речь идет о преступном членовредительстве. Так и применение силы является добром или злом в зависимости от причин, целей, обстоятельств и пр., но не является злом по своей сути. Христианство смотрит на возможность применения насилия в борьбе со злом как на поступок более предпочтительный, чем равнодушное примирение с беззаконием и молчаливое потворство насилию против ближнего. Но как неправильное лечение может приносить большее зло, чем бездействие, так и неправильное противодействие злу может быть еще большим злом. Но это уже совсем другая история.

Защита

- А если взять бытовую историю: например, часто в школе есть дети - «белые вороны», над которыми другие издеваются. Что им посоветовать? Пусть безропотно сносят обиды, потому что это всего лишь мнение толпы? Или пусть дают сдачи, чтобы остановить обидчиков и тем самым не вводить их в дальнейшее искушение?

- Быть «белой вороной» можно по разным причинам, в том числе и субъективным отрицательным: неопрятность, неуспеваемость, плохая физическая форма. Другие дети находят слабинку - и давай клевать. Однобоко мотивировать ребенка к агрессии, доказывая ему, что «сами они все такие», и тем самым консервировать в нем недостатки и отказ от самосовершенствования было бы неправильным. Нужно учить ребенка трезвому, спокойному и дифференцированному подходу к критике. Расчешись, учись, займись спортом. Да, над ребенком могут издеваться потому, что он рыжий, или потому, что у него нет «айфона», но и это повод для того, чтобы показать ребенку его преимущества: значит, у недоброжелателей нет ничего против него по существу. Как правило, в классе есть еще кто-то, над кем издеваются, - вот за него на самом деле можно и нужно порекомендовать ребенку заступиться. Заступись за другого - и тебя самого больше не тронут. Ну и не надо забывать, что иногда нам, родителям, нужно заступиться за ребенка: обсудить проблему с педагогами, с родителями обидчиков. Молиться за обидчиков и заступаться за слабых ребенка нужно приучать с детства.    

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно