174

«Педагог в кубе». Светлана Нарейко о том, чему важно учить детей

"Аргументы и факты" в Беларуси № 9. На поводке у паводка 27/02/2024
Светлана Нарейко и ее воспитанницы.
Светлана Нарейко и ее воспитанницы. фото из личного архива

Старший преподаватель кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики БГУ, учитель в средней школе №44 имени Якуба Коласа, педагог воскресной школы храма Марии Магдалины Светлана НАРЕЙКО говорит, что она – «педагог в кубе».

- Меня крестили тайно в раннем детстве - тогда это было запрещено. Впервые причастилась в 10 лет - в тот день в храме отпевали моего рано погибшего от несчастного случая отца.

Богообщение помню с раннего детского возраста - простая чёрно-белая икона в «красном углу», бабушкины молитвы и рассказы о детстве с Богом, Рождеством, Пасхой, о дореволюционном крестьянском быте.

В 11 лет я съездила к бабушке на родину и увидела своими глазами дом на далёком хуторе в лесу, керосиновые лампы, болото вокруг. Люди жили большой многодетной семьёй, сами себя кормили, лечили, рассчитывали на Бога и на свои силы.

Дальше был длительный период Богопоиска, и где-то в 19 лет я окончательно ответила для себя на все вопросы. После было сестричество в храме, Витебское духовное училище. Теперь это неразрывная жизнь в приходе и педагогическое служение в воскресной школе при храме Марии Магдалины в Минске.

ГУМАННАЯ ПРОФЕССИЯ

- Но как вы стали журналистом?

- Я в детстве писала стихи, с шести лет публиковалась в газетах и журналах. Мама научила меня вести дневник, ставить и достигать цели - допустим, я писала: «Хочу научиться кататься на коньках и на велосипеде». И когда получалось, радостно вычёркивала цель и писала новую.

В школе была отличницей, попала в спецкласс «информатика-математика-физика-программирование». Было запредельно сложно, но очень пригодилось в жизни – я научилась решать самые заковыристые задачи.

- А преподавать когда начали?

- В 3-м классе. В нашей школе была традиция - старшие ученики давали уроки младшим. Классная узнала, что я хожу на кружок «Мягкая игрушка» и предложила провести труды. Я старательно помогала выкраивать и шить 34 котика.

Потом в старших классах иногда вела за учителя обществоведение – сложные темы о религии, церквях. В 21 год стала преподавателем Витебского государственного университета имени Петра Машерова, в 23 - главным редактором витебской радиостанции...

После окончания журфака БГУ работала и на телевидении, и на радио в эфире. Но педагогика в итоге победила.

- А есть ли будущее у журналистики? Сегодня каждый блогер – сам себе журналист.

- Ни один блогер или искусственный интеллект не заменит профессионального журналиста. Профессия очень гуманная, человечная и иногда даже спасательная. Современные студенты самостоятельны, их надо не столько учить, сколько направлять. Я стараюсь вдохновить их на чтение не соцсетей, а книг.

ЖЕЛЕЗО И ЦВЕТЫ

- Вы несете и веру, и знание телекоммуникаций. Не устаете от такого количества миссий?

- Я всегда в шутку отвечаю, что я - «педагог в кубе». Спасибо за фундамент бабушке Прасковье Макаровне, бывшему начальнику железнодорожной станции горпосёлка «Ветрино» Полоцкого района. Это, кстати, моя родина.

Бабушка была сама как из железа. Пережила войну. В 44-м немцы гнали молодёжь в Германию - погнали и её, но она смогла убежать. Возвращалась домой много недель пешком.

Бабушка же приучила трудиться и радоваться плодам своего труда - даже маленьким семенам, которые мы по осени собирали в старательно нашитые бабулей холщовые мешочки.

- Бабушка научила вас рукоделью?

- Да, она шила, вязала, а я повторяла. Когда была в двух подряд декретах - вышивала, вывязывала спицами и крючком платья дочерям, шарфики, игрушки. Дети росли, и мы с ними вместе на кружки ходили. Например, на «Лоскутное шитье» - такой бесплатный кружок для всех возрастов работает при Свято-Духовом кафедральном соборе.

Там осознали то, что чувствовали: ручная работа – это и общение, и дружба, и мелкая моторика, и приятные подарки. Знаете, даже прихватки для кухни, сшитые из лоскутков старых рубашечек, – особенные. У каждого кусочка своя история...

ВИД ДОБРОДЕЛАНИЯ

- Расскажите о волонтёрстве.

- Это вид доброделания. То, к чему призван любой верующий, любой гуманный человек и человек вообще. Я работала для радиопрограммы «Адрасы дабрачыннасці» и тогда познакомилась со многими инвалидами, которые не опустили руки, участвовали в Паралимпийских играх. Познакомилась с людьми из детских домов, приютов для животных, почувствовала их нужду в общении.

Я ходила как журналист-волонтёр в детские дома, писала о них, мы вместе рукодельничали. Я и сейчас волонтёр, но теперь вместе со мной в больницы приходят и мои дети.

И дети из воскресной школы тоже помогают. На пути между домом и храмом у нас находится библиотека для незрячих людей, они так приглашали туда всех, что мы тоже записались. Библиотека - это всегда шанс найти интересную книжку. Однажды в Рождество нам предложили там выступить - я обмолвилась, что дети в музыкальной школе учатся… И мы сделали маленький тактильный рождественский спектакль про Ёлочку.

- Тактильный спектакль?

- Тактильный потому, что увидят не все. Вода у нас брызгалась на руки, Огонь грел теплом свечки, Ветер дул в лицо, а главная героиня, Ёлочка, кололась настоящими иголками (не больно). Потом мы поиграли, кто на чём умеет, спели несколько песен и помогли на мастер-класс сделать подвеску из кожи.

- Чему, кроме профессии, важно научить детей?

- Я сторонник малых добрых дел. Делай, что можешь. Можешь шить с больными детьми - шей, можешь спектакль сделать для слепых - соберись, изучи, сделай.

И важна вера. Вера для меня сегодня - хлеб, кислород, то, без чего жить будет невыносимо. Человек верующий – это человек небезразличный, добрый, верный, старательный, сильный и щедрый, которого невозможно сломить ничем. Он ляжет фундаментом, и на нём устоят семья, страна, планета Земля.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно