190

Эх, прокачу! Журналист «АиФ» на день поменяла профессию на водителя трамвая

"Аргументы и факты" в Беларуси № 9. На поводке у паводка 27/02/2024
Анастасия Бобович:
Анастасия Бобович: "На своём опыте поняла: отвлекать водителя во время поездки – плохая идея". АиФ

В рамках эксперимента, который позволяет ознакомиться с разными профессиями на собственном опыте, журналистка «АиФ» попробовала себя в роли водителя трамвая.

Не переживайте! На проезжую часть я не выезжала, так что никого опасности в тот день не подвергла. За один день я прошла экспресс-обучение: посмотрела, чему учат водителей трамваев, а также смогла поуправлять голубым вагоном внутри депо. Помогала мне в этом водитель трамвая с пятилетним стажем Анастасия ВОЛЧЕК.

Чтобы изменить направление движения, водитель вручную переводит стрелку. Для читателей «АиФ» Анастасия посмотрела в объектив. А по правилам должна в эти минуты смотреть на трамвай.
Чтобы изменить направление движения, водитель вручную переводит стрелку. Для читателей «АиФ» Анастасия посмотрела в объектив. А по правилам должна в эти минуты смотреть на трамвай. Фото: АиФ

Сначала – за парту

Есть у вас водительские права или нет – всё равно придётся пройти трёхмесячные курсы. В столице этим занимается Минский государственный колледж технологий промышленности. В 2024-м новый набор стартует в мае. Но на курсы попасть не так просто. Потенциального водителя обязательно ждёт собеседование. Также посмотрят трудовую, запросят характеристики с прошлых мест работы. Потом надо пройти медкомиссию.

На курсах будущих водителей сначала учат теории: правилам дорожного движения, объясняют механику вагона, устройство рельсового пути и так далее. Учиться за партой нужно будет по 8 часов пять дней в неделю. Кстати, во время обучения «студентам» ещё и стипендию платят – 1000 рублей.

Потом будущих специалистов ждёт практика - учат управлять трамваем. На этом этапе под присмотром водителя-наставника нужно «откатать» 50 часов. После надо сдать внутренний экзамен в колледже. После него – в ГАИ (только теория). Если всё прошло удачно - на руках у специалиста права категории «F». После новичкам доверяют перевозить пассажиров, но первые 200 часов своей карьеры придется работать вместе с инструктором. И только после этого водитель может самостоятельно выходить на смены.

Увы, столько времени на обучение у меня нет. Но я ради интереса всё же прохожу тест на знание правил дорожного движения. Удалось сдать далеко не с первой попытки…

Ранний подъём

Водители трамваев на первую смену встают примерно в 3-4 часа ночи (ну или утра – как кому угодно). Ранний подъём необходим - нужно отвезти людей на работу, помочь родителям доставить детей в садики и школы. Словом, водители трамваев – ранние пташки, которые наблюдают за тем, как просыпается город.

Количество рабочих часов непостоянно. «Например, сегодня я буду 6 часов работать, вчера работала 9 часов, а позавчера моя смена длилась 5 часов», - показывает мне свой график Анастасия. 

К врачу

В первую очередь водителю нужно посетить медработника. Специалист измеряет температуру, давление, интересуется общим самочувствием. Если всё хорошо – проходим алкотест, дышим в трубочку. Загорается зелёный цвет - водитель трезв и может выходить на работу. Загорится красный - водитель к работе не допускается и лишается премии. Если нарушение повторяется, грозит увольнение.

Профессия водителя трамвая значится в списке профессий с вредными условиями труда. Вредность заключается в том, что специалист всю смену проводит в сидячем положении, а также должен во время всего маршрута удерживать ногой педаль. Ещё к негативным факторам для здоровья относят шум и вибрацию (тряску) трамвая.

Минута в минуту

Врача мы прошли. Нареканий нет. Теперь отправляемся к диспетчеру, который выдаёт на руки путевой лист (в него записывают показания счётчиков электроэнергии, показания спидометра, указывают номер трамвая, дату выезда, фамилию водителя и т. д.), флешку (её вставляют в информатор, благодаря чему пассажиры видят номер маршрута и куда он следует) и наше расписание, в котором указано, когда водитель должен приехать на ту или иную остановку.

Параллельно интересуюсь, откуда берется информация на электронных табло у остановок. Ответ – всё оборудование на остановках подключается к системе управления транспортом, который собирает данные от всех трамваев, находящихся на маршруте. На транспорте установлены навигационные терминалы, передающие сведения о местоположении трамвая на карте. Остановочные табло и оборудование на трамвае не имеют прямой связи, но работают через систему управления транспортом. Вся информация передается в режиме реального времени и постоянно обновляется.

К слову, у некоторых пассажиров недоумение вызывает аббревиатура «ЗТ» на электронных табло. Анастасия расшифровывает: так обозначают задержку транспорта.

Секретная кнопка

Теперь идём брать проездные талоны. За этим - в кассу. «Обычно я беру 150 талонов на одну смену, - рассказывает Анастасия. – Но тут угадать сложно. Бывает, за 10 часов продашь 30 талонов. А случается, что за 5 часов уйдёт 100 билетов. Но сейчас почти 90% пассажиров оплачивают проезд через кьюар-код с помощью мобильного приложения. Так что нехватка талонов у водителей становится редкостью».

Теперь отправляемся в трамвайный парк за ключом от нашего транспорта. В депо замечаю небольшие красно-жёлтые трамваи. Таких на линии я ни разу не видела. Объясняют, что это снегоуборочные трамваи (Анастасия их ласково называет «снегодуйчиками»). Их выпускают на линии в снежные дни, чтобы очистить трамвайные пути. Но не каждый водитель может ими управлять: требуются определённый класс и стаж работы.

В парке у всех трамваев закрыты двери. Как же внутрь попадают водители? И как закрывают за собой двери в конце смены? Ведь ключи, которые у меня на руках, предназначены только для того, чтобы завести трамвай. Оказывается, открыть и закрыть двери трамвая можно извне. Достаточно нажать на кнопку, которая располагается около фары. Просьба к прочитавшим это: если заметите кнопку – не хулиганить!

Своя песочница

Первым делом водитель осматривает трамвай, отвязывает верёвку пантографа (чтобы трамвай подключился к сети), с помощью карты включает валидаторы и компостеры… Перед началом маршрута забот немало.

Анастасия обращает моё внимание на два серых ящика в салоне. Открываем – там песок. Он нужен как для торможения в экстренных ситуациях, так и для того, чтобы вагон не буксовал: песок улучшает сцепление колес с рельсами. А называется система подачи песка песочницей. Водитель, сидя в кабине, нажимает на специальную кнопку и песок сыпется на рельсы.

Садимся на место водителя. Передо мной много разных кнопок. Но я запоминаю и выполняю определённые шаги. Первое - ставлю ногу на педаль (она в салоне одна), которая называется «педаль безопасности». В принципе, сильно давить на неё не нужно, но и отпускать во время всего маршрута нельзя. Иначе сработают все виды тормозов. Второе - ключом завожу трамвай. Третье – левой рукой нажимаю на кнопку «вперёд» и плавно толкаю вперёд рычаг (контроллер), который заменяет транспорту руль. Работает это так: толкаешь контроллер вперёд - трамвай набирает скорость, тянешь назад - трамвай тормозит. Главное – делать всё плавно и аккуратно.

Впечатления

Признаться, в водительском кресле чувствовала лёгкое волнение. Сначала трамвай кажется простым в управлении: жми на педаль и тяни рычаг – вот и вся наука. Ни поворотов тебе, ни коробки передач… 

Но, несмотря на кажущуюся простоту, управлять машиной довольно сложно. В вагоне есть несколько дверей, которые у невнимательного водителя обязательно зажмут пассажира. Еще существуют автомобилисты или рассеянные пешеходы, которые могут оказаться около трамвайных путей… Кроме того, важны плавное начало движения и торможение, чтобы пассажиры комфортно чувствовали себя во время поездки. Словом, не каждый (в том числе и я) справится с такой техникой и с ответственностью, которую мы, пассажиры, возлагаем на водителя.

Факт

  • В столице водители трамваев получают около 2000-3000 рублей.
  • В Минске 90% водителей трамваев – женщины, 10% - мужчины.
  • Трамвай весит 20 тонн. Это соответствует весу 40 зубров.
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно