Советская актриса Елена Юнгер многим зрителям запомнилась прежде всего благодаря роли злой сестры Золушки Анны из фильма-сказки Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро. За семьдесят лет своей карьеры она снялась всего в нескольких фильмах, но в свое время ее имя знал весь театральный Ленинград. Юнгер называли иконой стиля и живой легендой, а завистники не упускали случая напомнить, что роли она получает только благодаря мужу-режиссеру…
Прививка правды
Елена Юнгер родилась в 1910 году в Санкт-Петербурге. Ее отец был по образованию юристом, но считался человеком, талантливым во всех отношениях. Его по праву называли художником и поэтом, и именно благодаря отцу будущая актриса познакомилась с творчеством Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Блока. А еще в их доме постоянно бывали известные литераторы, в том числе Есенин, Ахматова и Чуковский.
Юнгер-старший научил Елену любить театр, брал с собой в Академию художеств, но главный урок, который он преподал маленькой дочери, звучал так: «Лгут только трусы!» И она помнила его всю жизнь, оставив притворство лишь для сцены. Правда, признавалась: отец ушел слишком рано, не успел полностью отучить Елену от вранья, которым она в детстве измучила маму. Владимир Юнгер умер в 36 лет от «испанки», но дочь всегда помнила его уроки и его самого.
В детстве у Юнгер был неукротимый нрав, и, как говорила сама актриса, укрощать его ей приходилось едва ли не до последнего дня жизни. Но при этом она обладала еще и невероятным упорством - страстно любила театр, мечтала стать актрисой и была готова на все, чтобы добиться своей цели. По убеждению самой Елены, ее природных данных было совершенно недостаточно для того, чтобы блистать на театральной сцене, но она рассчитывала возместить этот недостаток трудолюбием.
После зачисления в Школу драмы в 1927 году Елена занималась день и ночь, и бесконечные упражнения вскоре принесли свои плоды – Юнгер взяли в театр. Впоследствии она сменила несколько подмостков, прежде чем попала на сцену Экспериментальной театральной мастерской в Ленинграде под руководством Николая Акимова. Дальше их пути были крепко связаны.
Запретная тема
Хотя считалось, что Юнгер встретилась с Акимовым именно в Экспериментальной мастерской, сама актриса утверждала: впервые они увидели друг друга еще в то время, когда она училась в Школе драмы, а он был театральным художником. А вот продолжилось знакомство уже в мастерской.
Не помешало их роману и то, что Акимов был уже женат. Вскоре он развелся с первой супругой и женился на Елене. В том же году на свет появилась их дочь Анна – впоследствии она стала художницей. А спустя одиннадцать лет у Акимова родилась еще одна дочь, внебрачная – Нина: ее матерью была актриса Лидия Вильвовская.
Роман у режиссера случился в то время, когда супруга была в отъезде в Америке. Туда ее пригласил режиссер Михаил Калатозов (в конце 50-х его фильм «Летят журавли» получил Золотую пальмовую ветвь в Каннах). Он был полномочным представителем советского Комитета кинематографии в США и предложил Юнгер отправиться вместе с ним. В официальных протоколах этот вояж был отмечен как миссия, в ходе которой представителям советской делегации предстояло обменяться опытом с заокеанскими коллегами. Но ходили слухи, что у режиссера все это время был роман с Юнгер и в Голливуде они ни на минуту не разлучались. Более того, говорили, будто сам Чарли Чаплин был очарован актрисой и даже хотел ее снимать в своем фильме.
Но советское руководство не позволило Юнгер сниматься. Она вернулась в СССР, а фотография с дарственной надписью Чаплина заняла почетное место в доме актрисы. Кстати, Елена Владимировна очень сердилась, когда ей задавали вопросы о романе с великим комиком: она объясняла, что лишь общалась с ним и иногда танцевала на светских мероприятиях, не более того. Впрочем, актриса вообще старалась не распространяться о личной жизни, считая эту тему запретной, а в свою семью не допускала лишних людей.
Живая легенда
После возвращения из США Елена, даже узнав о рождении у мужа внебрачной дочери, не стала разрывать с ним отношения: несмотря ни на что, супруги по-настоящему любили друг друга.
Постоянным местом работы Юнгер был ленинградский Театр комедии. Впоследствии он был переименован в Академический театр и получил имя Николая Акимова – ее мужа. К слову, в немалой степени Театр комедии приобрел в СССР славу одного из самых прогрессивных творческих учреждений благодаря Акимову – он отдавал предпочтение лучшим современным произведениям мировых драматургов. Переводила же отобранные им пьесы Юнгер, которая прекрасно знала несколько иностранных языков и могла читать многие произведения в оригинале.
Кроме того, Акимов рисовал эскизы всех театральных костюмов для жены в спектаклях, которые он ставил и оформлял, а ролей у Юнгер в Театре комедии было очень много. Творческий тандем преуспевающего режиссера и талантливейшей актрисы считали выдающимся, и в итоге он смог приобрести всесоюзную известность.
Естественно, Елене Владимировне многие завидовали и обвиняли ее в том, что роли ей достаются исключительно благодаря мужу-режиссеру. Она же никогда ни с кем не пыталась выяснять отношения - ей было достаточно признания ее таланта со стороны зрителей, которые рукоплескали актрисе в «Собаке на сене», «Двенадцатой ночи», «Тени» и множестве других постановок.
Впрочем, Юнгер признавалась, что иногда супруг предлагал ей роли, которые она играть не хотела. Но ей и в голову не приходило спорить или оказываться от участия в спектакле: это дома Акимов был ее мужем, а в театре – исключительно руководителем.
На сцену Театра комедии актриса выходила более полувека, лишь после cмepти Акимова в 1968 году стала все реже появляться в любимом театре.
В последние годы жизни Юнгер занималась сортировкой архивных документов, переводом пьес иностранных авторов, были изданы сборники ее воспоминаний. Умерла актриса в 1999 году от сердечного приступа – и до последнего дня оставалась живой театральной легендой.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть