Советский актер Михаил Глузский всегда гордился тем, что ни одно звание, присвоенное ему - ни заслуженного артиста, ни народного, - не было приурочено ко дню рождения. Значит, не к празднику давали, а потому что заслужил! Но он и выкладывался всегда на совесть - и в профессии, и в семье, и везде его ценили по достоинству.
«Я - рабочая лошадь»
Режиссеры, впрочем, Михаила Андреевича немного опасались за его непростой характер - он был человек принципиальный, прямолинейный, на работе свято соблюдал дисциплину и требовал того же от других. Забавно, что на экране актер особенно часто играл негодяев. «Как только нужно было сыграть белогвардейца или еще какую-нибудь сволочь, сразу звонили Глузскому», - вспоминал он.
Глузского можно смело отнести к актерам-рекордсменам: в его багаже более полутора сотен ролей, правда, в основном второго плана. Единственной главной ролью, которую он сыграл уже после 50 лет, стал профессор Сретенский в «Монологе». Сам Михаил Андреевич свой артистический образ никогда не романтизировал. «Не надо забывать: актерство - это профессия, работа, - говорил он. - Творческая, изнуряющая работа. Если кто-то себя в кино считает героем-любовником, то я рабочая лошадь».
К слову, в детстве Глузский и «дисциплина» - это были понятия несовместимые. Миша родился в Киеве вскоре после революции, а с одиннадцати лет жил в Москве. Устроился учеником слесаря, затем - электромонтера, а по вечерам посещал школу рабочей молодежи. Воспитанием будущего артиста заниматься было некому, и он связался с дворовой шпаной - какое-то время даже состоял на учете в милиции.
Спасло Михаила увлечение художественной самодеятельностью. Театром рабочей молодежи (ТРАМ) руководили актеры МХАТа, которые отметили талантливого парня. С их подачи он поступил в Школу киноактера при «Мосфильме». Позже Михаил Андреевич рассказывал о тех временах: «Я слыл страшным пижоном: брюки носил широченные - это было модно задолго до стиляжных дудочек, полы штанинами подметал. Вообще я был совершенно антиобщественным элементом: ни комсомольцем, ни члeном партии так и не стал и даже пионерство проскочил».
«Будет моей женой!»
Уже на третьем курсе Михаила пригласили сниматься в кино. Роль юного актера в фильме «Семья Оппенгeйм» была настолько мала, что ее даже не указали в титрах, как и роль пограничника Петрова в «Девушке с хаpaктером», и десяток других ранних работ.
В 1940 году Глузского призвали в армию. И снова удача ему улыбнулась: он попал в Театр советской армии, а в военные годы ездил по линии фронта с выступлениями.
После войны Михаил поступил в Театр киноактера. Снимался он тогда, правда, немного, однако верил, что лучшие роли еще впереди, и все силы отдавал любимой работе. Казалось, женщины его совершенно не интересуют: он имел репутацию холостяка со стажем.
Актеру исполнилось уже 32, когда он приметил симпатичную дeвyшку Екатерину Перегудову почти на 10 лет младше его. Она училась в ГИТИСе на театроведа и была замужем, о чем Глузскому тут же сообщил приятель. Но этот факт не остановил Михаила, заявившего: «Она будет моей женой!»
Он изо всех сил искал повода для встречи с Екатериной - и нашел: через общих знакомых напросился к ней на студенческую вечеринку. Там они разговорились и уже не могли расстаться: забыв про застолье, всю ночь гуляли по городу. Утром девушку встретил разъяренный муж, а Михаила - приглашение в драмтеатр Дрездена.
«Приносил удовлетворение»
В разлуке молодые люди часто обменивались нежными письмами. Глузский придумывал Екатерине ласковые прозвища и почти в каждом послании признавался в любви: «Моя бритая головушка целиком принадлежит тебе, дорогая. Захочешь ты сделать ее счастливой или нет? Все в твоих лапках!» Вдали от любимой он выдержал всего год, разорвав в итоге престижный контракт в ГДР.
Екатерина оставила супруга, однако тот из мести долго не соглашался на развод, даже когда она уже была беременна от Михаила. Родившийся у них сын Андрей по документам несколько месяцев носил чужую фамилию.
Позже на свет появилась и дочка Мария. В тот период в жизни Глузского настала черная полоса: хороших ролей долго не подворачивалось, он брался за любую работу, но, как много лет спустя говорила его дочь, «приносил домой только моральное удовлетворение». Жили в «коммуналке», донашивали чужие вещи, питались скромно, но при этом были счастливы.
Глузский оказался очень нежным и заботливым отцом. Он катался с детьми на лыжах, читал им стихи и вел задушевные беседы, не гнушался стиркой. При этом Михаил Андреевич ни разу не опоздал на съемку и сына с дочерью с детства приучал к ответственности, неизменно говоря: «Всегда и во всем должен быть порядок».
«Я, пожалуй, завтра сыграю»
Когда наконец Глузского начали чаще приглашать на съемки, семья стала жить в достатке. Как правило, актеру доставались роли второго плана, но он играл так, что все они запомнились и полюбились зрителям. В кино их было более 150: администратор гостиницы в «Кавказской пленнице», Фокич в «В огне брода нет», генерал Федоров в «ТАСС уполномочен заявить» и многие другие. Почти сорок лет Михаил Андреевич служил в Театре-студии киноактера при «Мосфильме», а также работал на радио и телевидении. Голосом Глузского говорят персонажи Луи де Фюнеса в фильмах «Жандарм и инопланетяне», «Жандарм в Нью-Йорке» и «Маленький купальщик», а также мафиозо Розарио Агро в «Невероятных приключениях итальянцев в России».
В апреле 2001 года 82-летний Глузский почувствовал себя плохо и лег на обследование. Температура под сорок, в театре паника из-за отмены спектакля (билеты проданы - аншлаг!), а он звонит директору: «Я, пожалуй, завтра сыграю. Нельзя разочаровывать зрителя!» Спорить с ним было бесполезно.
Аплодисменты, цветы, поздравления. А потом на «скорой» - обратно в больницу: резкое ухудшение. Той же ночью Михаилу Андреевичу ампутировали ногу, а спустя месяц он скончался от сердечного приступа. Екатерина пережила любимого мужа всего на два года...
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть