У советской актрисы Майи Булгаковой парадоксальная судьба: режиссеры обычно предлагали ей роли несчастных, побитых жизнью дурнушек, о которых критики писали: «Выжженный остаток советской женщины». А вот личная жизнь артистки была совершенно иной - она имела невероятный успех у мужчин, которые ради нее были готовы пойти на многое.
Сорок лет «страдания»
Кинокарьера Булгаковой длилась сорок лет, и все эти годы она работала как одержимая: в иной год выходило 10 фильмов с ее участием. Вот только из-за неклассической внешности ей чаще всего приходилось играть страдающих женщин с исковерканной судьбой, а не эффектных героинь, сводящих с ума поклонников. Майя Григорьевна, впрочем, не жаловалась и была готова сниматься даже в эпизодах.
В жизни все было иначе: яркая, обаятельная, с широкой улыбкой - мужчины влюблялись в Булгакову часто. Актриса впервые вышла замуж еще во ВГИКе, ее избранником стал оператор Анатолий Ниточкин. Через год после окончания института она родила дочь Зину. Но жизнь молодоженов - в «коммуналке» с отцом мужа за шкафом - не заладилась. К тому же Майя отчаянно хотела сниматься и даже стала популярной эстрадной певицей. Карьера интересовала ее куда больше, чем семья, и отношения супругов себя исчерпали.
Режиссерский треугольник
Булгакова не тосковала из-за разрыва: слезы она оставляла для съемочной площадки, для своих несчастных героинь. В жизни актриса была их полной противоположностью.
Этим Майя привлекла режиссера Алексея Габриловича, который предложил ей руку и сердце. Он был хорош собой, к тому же из обласканной властью семьи: его отец - известный в СССР режиссер Евгений Габрилович. Единственное, что омрачало супружескую жизнь, - ревность мужа. А когда Майя сообщила ему о беременности, тот и вовсе заявил, что ребенок не от него, а от режиссера Александра Сурина.
Последний (кстати, он был сыном директора «Мосфильма») и впрямь влюбился в Булгакову с первого взгляда. Узнав о ссоре Майи с Габриловичем, он немедленно сделал ей предложение и даже удочерил ее новорожденную дочь Машу. Алексей, впрочем, вскоре одумался и вернул жену и дочь в семью, хотя и ненадолго: в конце концов они с Булгаковой поняли, что порознь им все же лучше.
Работа не предаcт
Булгакову не пугало одиночество: она привыкла во всем полагаться на себя. Отчасти из-за этого она отвергла предложение руки и сердца красавца англичанина Ричарда Коллинза, солиста Королевского балета Великобритании. Будучи на 13 лет моложе Майи, он потерял голову от любви и готов был вести ее под венец не раздумывая. Однако в официальный брак этот роман так и не перерос: Булгакова понимала, что карьеры в Лондоне не сделает, а жить у кого-то на содержании не хотела. «Любовник может предать, муж может предать, друзья могут предать, не предает только работа», - часто говорила она.
Правда, Ричард еще долго писал актрисе нежные письма - даже после того как Майя Григорьевна снова вышла замуж…

Весь секрет
Ее последней и самой большой любовью стал австриец Петер Добиас. Успешный предприниматель и семьянин, он прилетел в Советский Союз по делам на несколько дней. Но после случайной встречи с Майей бросил все, развелся с женой и переехал к актрисе.
Когда они поженились, ей было уже 46, ему - 41. Супруги прожили в любви 20 лет и были практически неразлучны: Петер сопровождал актрису практически на все съемки.
Добиас умер от сердечного приступа в 1994 году. Смерть мужа сильно подкосила Майю Григорьевну, и спустя три месяца ее подруга Любовь Соколова, чтобы вывести актрису из депрессии, позвала ее на встречу со зрителями. Но поклонники так и не дождались любимых артисток - такси, на котором те ехали, врезалось в столб. Любовь Соколова выжила, а вот Майя Булгакова скончалась через шесть дней после аварии, не приходя в сознание.
После смерти Майи бывший муж Алексей Габрилович организовал вечер ее памяти и сам его вел. «А через год ушел из жизни и он, - вспоминала их дочь Мария. - Потом мне сказали, что вскоре не стало и Ричарда Коллинза - он тоже разбился в Англии в автокатастрофе. Вот и весь секрет: ее жизнь и была любовь. Закончилась любовь - закончилась и жизнь...»
«Крылья», которые окрыляли
В огромном списке ролей Майи Булгаковой лишь две были первого плана, обе - в картинах, снятых в шестидесятые годы: «Скуки ради» Артура Войтецкого и «Крылья» Ларисы Шепитько. Второй фильм стал еще и одним из самых важных в карьере актрисы.
В картину Шепитько Булгакову утвердили с трудом: в то время на экранах блистали «конфетные» красавицы, а вот обладательнице утонченной, но нестандартной внешности пробиться на главную роль стоило больших усилий. Ларисе Ефимовне тогда пришлось тайком вывезти Майю на натурные съемки и только потом «предъявить» начальству. Предчувствие не обмануло режиссера: картина имела большой успех, а Булгакова была признана лучшей актрисой 1966 года.
В «Крыльях» Майя сыграла бывшую военную летчицу. После выхода фильма на экраны ветераны останавливали девушку на улице: благодарили, обнимали со слезами на глазах, а у нее самой появилась надежда, что на смену эпизодам наконец придут серьезные работы. Хорошие режиссеры действительно с удовольствием приглашали Булгакову в свои ленты. Оставшихся в народной памяти картин не так много, но все они действительно стоящие: «В огне брода нет» Глеба Панфилова, «Преступление и наказание» Льва Кулиджанова, «Проверка на дорогах» Алексея Германа, а также любимые зрителями «Цыган», «Приключения Электроника», «Следствие ведут ЗнаТоКи»…
Но вот с главными ролями Булгаковой все равно не везло. И «Крылья» не помогли взлететь до вершин советского киноолимпа...
Одна жена, один театр. История любви Анатолия Папанова и Надежды Каратаевой
«Я никому тебя не отдам». Большая, но короткая любовь Ильи Ильфа
Кто, если не он. «Космические связи» в жизни Валерия Приемыхова
А глаза грустные… Как Ян Арлазоров всю жизнь ждал дорогих ему женщин
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть