258

«Это было красиво». Как Моника Витти стала «пожирательницей мужчин»

"Аргументы и факты" в Беларуси № 47. Нас 8 000 000 000! 22/11/2022
В «Ночи» (1961) партнером Витти был великий Мастроянни.
В «Ночи» (1961) партнером Витти был великий Мастроянни. Public domain

Моника Витти - одна из самых известных и ярких актрис послевоенной Италии. Стать легендой в золотой век итальянского кино, когда на экранах блистали Джина Лоллобриджида, Софи Лорен, Анна Маньяни, было непросто, но Витти сумела занять свое место под солнцем. На ее счету более трех десятков ролей в кино, 90 лет богатой на события жизни и одна из самых необычных и красивых историй любви в мировом кинематографе.

У подножия Олимпа

Родилась Моника в 1931 году в Риме. Семья была небогатой, и в детстве будущая звезда донашивала вещи за старшими братьями. Еще маленькой девочкой она мечтала о том дне, когда сможет надеть красивое платье и туфли на каблуках. Мечты и привели ее в театр: в своем дебютном спектакле 14-летняя Моника сыграла роль 40-летней женщины.

В середине 50-х Витти начала сниматься в кино - сначала в небольших второстепенных ролях, которые даже не указывались в титрах. Жизнь девушки изменилась в 1956 году, когда судьба столкнула ее с режиссером Микеланджело Антониони, пригласившим Витти озвучивать английскую актрису Дориан Грей в своем фильме «Крик».

О режиссере, тогда еще начинавшем свое восхождение на кинематографический олимп, Моника слышала только то, что он высокомерен и упрям. Но при этом Микеланджело (Микеле, как его звали близкие) был чертовски привлекателен и способен обаять кого угодно. Он в один миг покорил и сердце Витти, сделав комплимент ее низкому хриплому голосу и заявив: «Знаете, мне кажется, что ваше лицо - именно то, что я искал».

Антониони действительно привлекли ее нестандартная красота, взгляд «в себе», неправильные, но запоминающиеся черты лица - «лица пожирательницы мужчин», как выразился сам режиссер. Он выбрал Монику на главную роль в своем новом проекте, премьера которого состоялась в 1960 году. Это был первый фильм культовой «трилогии отчуждения» - «Приключение», ставший прорывом в итальянском кино.

На грани срыва

Актриса без колебаний согласилась, но на съемочной площадке она увидела и другую сторону Антониони: вместо снисходительного и нежного Микеле перед ней предстал суровый и деспотичный режиссер. На первый же вопрос о том, какой должна быть ее героиня, девушка получила резкий ответ: «Запомни, я никогда ничего не разжевываю актеру. Забудь о психологии персонажа и положись на собственную фантазию... Если она у тебя есть, конечно».

Моника молча проглотила это обидное замечание: тогда она раз и навсегда поняла, что на первом месте для Антониони всегда будет работа. Однако «Приключение» и ей принесло настоящую славу: за роль Клаудии Витти получила несколько премий и была номинирована на британскую кинонаграду BAFTA как лучшая иностранная актриса. Ее фото украсили обложки не только итальянских, но и других европейских газет и журналов.

Роман Моники с Антониони продолжался десять лет. За это время режиссер снял четыре картины, которые и по сей день считаются лучшими в его фильмографии. Второй лентой в «трилогии отчуждения» стала вышедшая в 1961 году «Ночь», где партнером Витти был Марчелло Мастроянни. А в завершающей части - фильме «Затмение» - она сыграла с молодым Аленом Делоном. На съемках покоритель женских сердец упорно пытался завязать роман с Моникой, но его ждало разочарование: она ни на кого не обращала внимания, кроме Микеле.

На съемочной площадке актриса увидела другую сторону Антониони: суровую и деспотичную.
На съемочной площадке актриса увидела другую сторону Антониони: суровую и деспотичную. Фото: Public domain

Увы, сам он никогда не хранил ей верность - в том числе в творчестве. В 1964 году Антониони и Витти создали фильм «Красная пустыня», где актриса сыграла женщину на грани нервного срыва. Эта картина, благодаря которой Моника получила известность в Советском Союзе, стала их последней совместной работой перед расставанием. Вскоре маэстро приступил к съемкам нового фильма «Фотоувеличение», но в этот раз предпочел другую актрису - Ванессу Редгрейв. Он уехал в Лондон, а Витти осталась ждать его в Риме.

Через 10 недель Антониони вернулся и неожиданно сделал Монике предложение, но она уже понимала, что любовь закончилась, поэтому ответила: «Может быть, через год...». Всего через несколько месяцев они расстались без скандалов и шумихи.

Встреча со старым другом

После разрыва с Микеле Моника продолжала сниматься - играла роковых женщин, интриганок и простушек. Судьба вновь свела ее с Антониони на съемочной площадке в 1980 году - режиссер пригласил Витти на главную роль в экранизации пьесы Жана Кокто «Тайна Обервальда». Как он позже сказал: «Это была встреча со старым другом, с которым связано немало теплых воспоминаний».

А в последний раз они встретились в 1990 году на Каннском фестивале, где Моника представила свой режиссерский дебют - фильм «Тайный скандал» о том, как молодая женщина находит камеру и начинает снимать своих любовников и мужей. Они с Антониони столкнулись на премьере в проходе кинозала. Постаревший и разбитый инсультом Микеле потрепал Монику по щеке и сказал: «Это было красиво».

К тому времени возлюбленным Витти уже давно был оператор, режиссер и сценарист Роберто Руссо на 16 лет моложе ее самой. Именно он в 1983 году снял актрису в ее последнем фильме «Флирт», а в 2000-м стал ее первым официальным мужем.

В 1995 году Витти была удостоена премии «Золотой лев» на Венецианском кинофестивале за заслуги перед кинематографом. В том же году она опубликовала свой первый роман «Кровать - это роза».

Долгое время об актрисе больше ничего не было известно: она практически оставила светскую жизнь и не делилась подробностями личной, проводя время только с Роберто. Актриса ушла из жизни в феврале 2022-го, в 90 лет - об этом стало известно от ее мужа, который был с ней до конца.

Трудности перевода

Еще до романа с Витти Антониони пережил увлечение красавицей Лючией Бозе - ей он тоже открыл дорогу в кино, отдав главную роль в одном из своих фильмов. Правда, в отличие от Моники, звездой первой величины она так и не стала, пожертвовав карьерой ради любви - пусть и не особенно счастливой.

Преодолев языковой барьер, супруги поняли, что у них нет ничего общего.
Преодолев языковой барьер, супруги поняли, что у них нет ничего общего. Фото: Public domain

В 1947 году Лючия, которой исполнилось всего 16 лет, победила в конкурсе красоты «Мисс Италия», обойдя саму Джину Лоллобриджиду - та заняла лишь третье место. Спустя несколько лет девушка стала музой Антониони, который снял ее в своей «Хронике одной любви».

Роман с Микеле оказался мимолетным и быстро закончился, но карьера Лючии развивалась стремительно: она много снималась, одинаково талантливо играя как аристократок, так и крестьянок, хотя актерского образования у нее не было.

А всего через несколько лет после успешного старта Бозе объявила о завершении карьеры. История была стара как мир: девушка влюбилась в испанского красавца матадора Луиса Мигеля Домингина, вышла замуж и посвятила себя семье.

Впоследствии Лючия вспоминала, что Луис не говорил по-итальянски, она же не знала испанского, но именно поэтому их отношения поначалу были безоблачными. Преодолев языковой барьер, супруги поняли, что в действительности у них нет ничего общего. Тем не менее они прожили вместе 12 лет и даже стали родителями троих детей, пока наконец не развелись.

Лючия вернулась в кино, хотя ее уделом теперь были в основном небольшие роли. Зато она открыла первый в мире музей ангелов, а прожила на год меньше, чем Моника Витти, скончавшись в 89 лет от последствий «ковида».

Оставить комментарий (0)