А можно ли представить, что вдохновители травли Солженицына или Сахарова приходят в Фонд Солженицына или в Сахаровский центр и со слезами на глазах просят прощения?
Думаю, что у нас такое и вообразить трудно. Гонители лучших людей если и не прощены, то забыты. Власть, да и значительная часть общества не любят ворошить трагические страницы истории. Приятней писать (в том числе и в учебниках) о «славных свершениях».
Но так ли безобидно забвение прошлого? Вымарывание из истории следов преступлений вождей и их опричников, ура-патриотические интерпретации прошлого в угоду политической конъюнктуре снижают порог чувствительности общества к злу. Оправдание преступлений против собственного народа под предлогом того, что большие деяния (коллективизация, индустриализация, борьба с «врагами народа» и т. д.) требовали и больших жертв, извращает политику и развращает политиков.
Призраки коммунизма
В этой связи интересно посмотреть, как «обустраивают» прошлое китайцы. Ведь их история тоже изобилует страшными страницами. Вспомним хотя бы «культурную революцию» 60-х годов, развязанную Мао Цзэдуном для укрепления личной власти и повлёкшую за собой десятки миллионов жертв. Культурному достоянию страны был нанесён колоссальный ущерб.
Вокруг оценки тех событий в Китае тоже ведётся острая идеологическая борьба. Совсем недавно (в декабре 2013 г.) по всей стране шли шумные торжества по поводу 120-летия со дня рождения Мао Цзэдуна. И вдруг в разгар кампании пропагандистская машина резко затормозила и дала задний ход. В прессе замелькало непривычное для китайского слуха слово «раскаяние». Одна за другой газеты стали публиковать покаянные воспоминания бывших «красногвардейцев». А буквально на днях группа бывших хунвейбинов, принимавших участие в погромах и публичных казнях «гнилых интеллигентов», посетила в Пекине одну из элитных школ и склонила головы перед бюстом замученной ими учительницы. Среди пустивших слезу была и постаревшая активистка Сон Биньбинь, которая лично забила учительницу деревянной палкой. Китайская пресса широко освещала это событие. В чём же дело?
Схватка имён
Несмотря на то что огромный портрет Мао по-прежнему украшает главную площадь страны, в Китае, похоже, возобновляется борьба вокруг его имени. Причём споры идут не столько об оценках прошлого, сколько о выборе будущего. В этом смысле ситуация напоминает нашу. Например, сама политическая трескотня по поводу Ленина и Сталина мало кого серьёзно волнует. Её поддерживают лишь лидеры КПРФ из опасения, что без тов. Сталина их политический багаж совсем обесценится. Ведь по существу никто и не возражает, что Великая Октябрьская революция ввела в историю ХХ века действительно крупные имена. Дискуссия в значительной мере обусловлена тем, что общество никак не определится с вектором развития.
Китайцы неспроста в очередной раз взялись за переоценку «культурной революции». Хотя она на несколько десятилетий отбросила страну назад, в Китае до сих пор спорят о том, велик ли был тов. Мао или не очень. Компромиссную формулу нашёл Дэн Сяопин, ставший после смерти Мао архитектором «пекинской весны». Мао, по его оценке, «был на 3/10 плохим, но хорошим на 7/10». Казалось бы, тема закрыта. Однако в условиях бурного развития капиталистических отношений в Китае споры о «наследии» закипели с новой силой.
О чём спорить?
Причин несколько. В Китае появился заметный и очень динамичный (в отличие от нашего) класс буржуазии. В том числе средний класс. В страну возвращаются тысячи молодых китайцев, получивших образование в Европе и США. Страна крепко привязана к мировой экономике и финансам и, следовательно, включена во многие процессы глобализации. Чтобы не выталкивать на обочину общественной жизни эти новые силы, китайская компартия постепенно ослабляет и цензурную хватку, и монополию мнений. Расширяются границы свободы. И естественно, что сегодня китайцы, особенно молодые, начали задавать себе неслыханные ранее вопросы. Нужен ли для Китая свой «особый путь», годятся ли для нового Китая «бессмертные идеи» Мао, в какой мере можно воспользоваться оправдавшими себя формами европейской и американской демократии? Каков допустимый разрыв между очень богатыми и не очень? Сколько иностранной культуры можно впустить в Китай?
Эта полемика в Китае может приобрести ещё большую остроту, чем у нас. Дело в том, что там, как и у нас после 90-х, началось сильнейшее расслоение общества на бедных и богатых, на процветающие «точки роста» и глухую провинцию. В Китае это ощущается сильнее. Несмотря на огромные темпы роста экономики и заметные социальные сдвиги, интоксикация китайского общества идеями Мао (как и «деяниями» тов. Сталина у нас) продолжает оставаться очень сильной. В том числе и по причине массовой неграмотности населения. И в ходе празднования 120-летия со дня рождения Мао Цзэдуна власть имела возможность убедиться в том, что соблазны уравниловки в условиях всеобщей бедности всё ещё очень сильны в китайском обществе. Публичная демонстрация любви к «великому кормчему» стала для власти сигналом того, что дальнейшее углубление разрыва между бедными и богатыми может привести к росту недовольства. Уже сегодня из Китая время от времени поступают сведения, что в том или ином районе страны пришлось применить силу для подавления беспорядков. И похоже, что изощрённая китайская элита уловила этот сигнал. В отличие от нашей, всё ещё озабоченной перевариванием жирных кусков национального богатства. Не случилось бы несварения желудка…
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть