70 тысяч едоков
В бизнес-классе кофе наливают в фарфоровые чашки. |
С ЧЕГО начинается обед в самолёте? Задолго до полёта авиакомпания определяет сумму, которую выделит на ваше питание в воздухе. Под неё и подбирается меню.
По словам Елены БОРИСОВОЙ, начальника отдела маркетинга фабрики, средняя цена обеда на чартерных рейсах сейчас составляет 4 доллара. На регулярных средний чек для экономкласса - 5-6 долларов, для бизнес-класса - от 10 долларов.
- В сутки мы поставляем на рейсы, «прописанные» в «Домодедово», около 70 тысяч порций, - рассказывает Елена Борисова.
Для российских перевозчиков меню разрабатывает на фабрике-кухне шеф-повар. Иностранные компании приходят со своей рецептурой и «кулинарной фишкой», которая является частью их бренда. Например, такие перевозчики, как «Emirates», «Thai Airways», «Singapore Airlines», в борьбе за пассажира делают упор как раз на еду. Они же являются законодателями моды в бортовой кухне.
Гвоздика для шейха
ЦЕХ бортового питания существует с 1966 года - тогда этот вид услуг ещё не назывался замысловатым словом «кей-теринг». Первое ощущение, что попал в операционную -все вокруг в перчатках и белых одеждах. К тому же холодно - по технологии температура в помещениях не должна превышать 14 °C.
Выясняется, что формочки, которые заменяют тарелки, называются касалетками. В бизнес-классе они не из фольги, как в экономическом, а фарфоровые. Для пассажиров экономкласса еду комплектуют на конвейере, для бизнес-класса и иностранных компаний всё собирается только вручную, а сервировка максимально приближена к ресторанной. На подносе, что мне предъявили для обозрения, лежали накрахмаленная белая салфетка и тяжёлые приборы, ждала своего цветка хрустальная вазочка. Оказывается, гвоздиками украшает подносы авиакомпания «Emirates». А «Luftgansa» заманивает пассажиров конфеткой в изящном конверте.
Все ли продукты можно подавать пассажирам? Далеко нет: исключено суши, поскольку готовится из сырой рыбы. Омлеты - только на регулярных рейсах. Не предлагаются продукты с резким специфическим запахом - лук, чеснок... В капусте много клетчатки, которая ускоряет работу кишечника, - в полёте это ни к чему, особенно пилотам. Кстати, кормят экипаж так же, как и бизнес-класс.
Цех, где делают закуски для экономкласса, я узнала по знакомым маленьким розеткам. В одной из них лежала пара тонких ломтиков мяса с маслинкой, приютившихся на листике салата, - это собирали закуску для а/к «Сибирь». На другом столе рыбная нарезка для «Трансаэро» - кета, угорь, масляная рыба... На горячее пассажира ждала курица по-мароккански. Промаркированная цветом в соответствии с днём недели, она поедет к рейсу в запломбированных автолифтах.
Блюдо по заказу
ПРИ покупке билета даже в экономкласс можно заказать для себя специальное меню -вегетарианское, детское, для диабетиков, кошерное... Главное - чтобы заказ был сделан не позднее чем за 24 часа.
- По заказу авиакомпаний готовим разные кухни - мусульманскую, индусскую, азиатскую... - рассказывает Ольга АРТЁМОВА, начальник производства фабрики. - Поэтому у наших поваров высокая квалификация.
Шеф-повара Андрея Тимошина многие знают в лицо - он ведёт телепрограмму «Спросите повара». Если авиакомпании и дальше собираются сокращать расходы на питание, то его изобретательности цены не будет.
- Многие стремятся к экономии, - говорит Елена Борисова. - Отечественные компании вместо говяжьей вырезки подают гуляш, вместо картофеля - гречку, но, стремясь удержать пассажира, отказываться от питания не хотят. Авиакомпании из нефтяных и азиатских стран по-прежнему кормят дорого и вкусно.
Мария РЕДНИКОВА
Владельцы личных самолётов вроде Романа Абрамовича, как правило, заказывают обеды в ресторанах «Пушкин», «Марио» и других, где есть авиационное меню. Активно его развивает и известный ресторатор Аркадий Новиков.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть