Менять ориентиры
По данным Министерства спорта и туризма, за январь-март 2015 года экспорт туруслуг составил 29,2 млн долларов при плане 480 млн долларов. В 2014 году прогнозный показатель по экспорту туруслуг не был выполнен не только областями, но и Минском.
Специалисты в один голос заявляют, что одна из причин – экономический кризис в России. Ведь до 70% туристов в Беларусь приезжают именно оттуда. Наши ближайшие соседи давно уже облюбовали отечественные санатории.
Как рассказал «АиФ» начальник отдела маркетинга и рекламы РУП «ЦЕНТРКУРОРТ» Сергей ВЕРЛУП, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года за 6 месяцев 2015 года число отдыхающих российских туристов уменьшилось почти на 30%. Это при том, что более 40% тех, кто отдыхает в белорусских санаториях, – россияне.
- Пока сложно говорить об улучшении ситуации. Больших объемов продаж мы не прогнозируем, - отметил Сергей Верлуп. – Но в сложившейся экономической ситуации мы пересматриваем свое маркетинговое предложение клиенту. В тоже время представительство в Москве продолжает работать. Клиенты бронируют путевки, но нужно учитывать, что и российские коллеги стали активнее предлагать своим гражданам отдых в российских санаториях.
Спад интереса со стороны россиян ощущает и санаторий «Приморский», который находится в 15 км от столицы на Заславском водохранилище, рассказала «АиФ» ведущий маркетолог санатория «Приморский» Оксана ТИЩЕНКО. Если в прошлом году в санатории не было мест на несколько месяцев вперед, то теперь купить путевку можно даже накануне заезда. Чтобы привлечь туристов, санаторий предоставляет скидки для детей и пенсионеров, а также на отдых в зимний период.
Нужны «фишки»
Кризис также затронул и сельский туризм, который так популярен у иностранных гостей, отметил владелец агроусадьбы «Ганка» Анатолий ГАНЕЦ. В основном в усадьбе «Ганка» отдыхали туристы из России, но когда российский рубль обвалился, стали приезжать реже. Теперь усадьба ищет свои «фишки» для привлечения туристов.
- В нашу усадьбу каждый понедельник уже четвертый год приезжает автобус с иностранцами. Это гости из Новой Зеландии, США, Канады, Австралии, - рассказывает Анатолий Ганец. - Их привлекают белорусская природа, самобытная культурная программа, белорусская кухня.
Кроме того, общими усилиями агроусадьбы «Ганка» и других агроусадеб Воложинского региона, которые входят в первую в стране кластерную систему, был организован трехдневный пресс-тур для 18 российских туристических компаний. Им показали, чем могут удивить туристов в Беларуси. И уже есть результат: места на предновогодние и новогодние праздники в агроусадьбе «Ганка» забронированы.
Без шлагбаумов
По мнению и.о. директора Национального агентства по туризму Григория ПОМЕРАНЦЕВА, белорусскому турбизнесу нельзя рассчитывать только на российского туриста. К слову, стоит брать во внимание, что и российский турбизнес пользуется моментом, чтобы привлечь туристов в свои регионы. Это касается и познавательного, и санаторного туризма, на который делаем ставку и мы.
Но просто так переключиться на другие страны сложно. Этому мешают особенности визового режима, транспортного сообщения, бренда страны.
Процесс посещения страны можно сравнить с походом в супермаркет.
- Визовый вопрос – вопрос доступности, - отметил Григорий Померанцев. - При прочих равных условиях человек пойдет туда, где нет ограничений. Пусть даже магазин - самый привлекательный из всех, но если там есть шлагбаум и вахтер и мне сложно туда попасть - я пойду туда, где этих ограничений нет. Как представитель туристической отрасли я бы сказал, что визы нужно отменить. Однако пока это нереально.
Помимо снижения цен на визы, необходимо упрощать процесс их получения. Стоит вспомнить о положительном опыте проекта по безвизовому пропуску иностранных граждан на территорию национального парка «Беловежская пуща» в туристических целях на срок до трех суток. По такому пути нужно двигаться и предлагать что-то подобное в других регионах, отметил специалист.
Не менее актуален для Беларуси вопрос знания английского языка: начиная с пограничника и заканчивая сотрудником музея в провинции. Но недостаточно просто разговаривать, нужно понимать психологию туриста, учитывать ход его мыслей, особенности его страны.
Есть что показать, но…
Беларуси есть что показать иностранным гостям (Мирский замок, Несвиж, новый музей Великой Отечественной войны и др.), но неразвитая инфраструктура туристических объектов препятствует развитию отечественного туризма. За примерами далеко ходить не надо. Например, Брестскую крепость не могут посетить люди с ограниченными возможностями. На коляске невозможно подняться в музей, проехать к Вечному огню из-за отсутствия безбарьерной среды.
За последние 6 лет блогер и путешественник Дмитрий ВОЛОТКО объездил Беларусь вдоль и поперек, и, на его взгляд, одна из главных проблем для туристов, которые приезжают в Беларусь, - это недоступность информации. Зачастую даже житель Беларуси не может сориентироваться, как подъехать к той или иной достопримечательности, так как отсутствуют указатели.
- Порой совершенно непонятно, куда с трассы съезжать, - отметил Дмитрий Волотко. - В глубинке узнать что-то о туристическом объекте не всегда возможно из-за отсутствия информационных щитов, но ведь там нет и сотовой связи и мобильного Интернета, чтобы почитать информацию в Википедии. Беларуси необходим единый информационный ресурс для туристов. Там можно будет размещать сведения о самых интересных туристических местах, направлениях и маршрутах, которые стоит посетить гостям страны.
- В прошлом году во время проведения Чемпионата мира по хоккею Минск был прекрасен. Я, как и многие туристы и сами белорусы, снова влюбился в этот город, - резюмировал Дмитрий Волотко. - Такого количества счастливых иностранцев в Беларуси я никогда не видел. Вот такой я хотел бы видеть нашу Беларусь – открытой и доброжелательной.
Развитие турбизнеса и привлечение иностранных туристов в Беларусь – это общее дело бизнеса и государства. Чтобы заработать на туризме, для начала туда нужно вложить средства, развить инфраструктуру, поработать над брендом страны, а уже потом думать, как с этого получить доход.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть