На что автор спокойно возражает: ничего он не фальсифицировал и не смаковал - он просто хотел показать и доказать, что разум не является прерогативой исключительно человека.
«Зубрил и резал!»
- Александр Глебович, вашим амплуа всегда было бичевание социальных язв общества. И вдруг - проблема интеллекта.
- Журналистика как инструмент узнавания жизни - да, она прекрасна. Но, если человек мыслит, он перебирается в какие-то более крупные формы. Пока ты в журналистике, то обязан играть по её правилам и заниматься тем, что наиболее востребовано. А востребованы та самая социальность, расследования и т. п. Но для меня это всё в далёком прошлом.
За исследования мозга я взялся, когда столкнулся с непонятными и малообъяснимыми вещами. Эти малообъяснимые вещи я показал Наталье Бехтеревой, с которой мы близко дружили. Ей увиденное очень не понравилось.
Сцена снята одним кадром (такая техника не позволяет режиссёру перемонтировать снятое): лошадь из написанных на карточках латинских букв собирает слова и выставляет их в определённом порядке. Сразу оговорюсь: лично я никаких открытий не совершил - до меня так работали с лошадьми в XVII в., в начале ХХ в. это делали немцы Карл Кралль и Вильгельм фон Остен.
Бехтерева понимала, что я не могу разыграть её или сфальсифицировать результаты, поэтому предложила, довольно сухо, заняться исследованиями мозга. И я на протяжении полутора лет резал и зубрил…
- Резали, простите, что?
- Мозги! Потому что зубрить и не резать бессмысленно! Так же, как бессмысленно резать и не зубрить. А затем сравнил мозг лошади и человека и выяснил, что у всех крупных млекопитающих мозг сопоставим. Не существует какого-то особенного - человеческого - отдела мозга. Поэтому нет ничего удивительного в том, что лошадь может читать или составлять слова. Гораздо более удивительно было бы, если бы она не могла этого делать.
Понимаете, мало иметь разум - он есть у всех животных. Но реализовать эти возможности не смог никто, кроме человека.
- Вы сказали, что работать с лошадью, пытаясь обучить её грамоте, начали ещё в XVII в. Так почему за сотни лет это не вошло в общую практику?
- Надо владеть большими знаниями и умениями в этой области. Ведь, чтобы обучить это умнейшее животное чтению, нужно взять голую (без узды, сбруи и т. п.), желательно энергичную, достаточно молодую лошадь, уговорить её - уговорить, а не удерживать насильно! - стоять рядом с тобой часа полтора и заниматься какими-то карточками! Поверьте мне, добиться этого достаточно трудно.
А началось-то всё с того, что в XVII в. мастера, работавшие по этой системе, были уверены: нужно доказать лошади одну вещь. А именно: что человек - существо разумное. Потому что лошадь не считает человека разумным существом. И вообще по законам зоологии любой вид не считает другие виды, живущие на Земле, разумными. Это мы в каком-то великом самоупоении баюкаем себя рассказами о том, что человек - венец природы, что у нас Эйнштейн, мобильники, «Феррари», Интернет и всё живое знает о том, что мы разумны. А лошадь воспринимает нас не как царя всего живого, а как огромного спятившего муравья. Причём муравья опасного - ведь все человеческие требования для лошади болезненны. Да и звуки, которые вы издаёте… Канал «Дискавери» смотрите? Слышали, как там бегемоты кричат? Примерно так и лошадь воспринимает наш голос. И для того, чтобы доказать лошади, что у нас есть разум, пусть своеобразный, но есть, и была разработана эта методика.
«Я - человек тренированный!»
- И как общество воспринимало эти откровения?
- Болезненно! В Средние века это считалось ересью, колдовством. На костре жгли не только самих мастеров, но и их семьи. В начале ХХ века мир раскололся, обсуждая то, как работал с лошадьми Карл Кралль. Его тоже обвиняли в фальсификации, в том, что он подаёт лошади тайные знаки. В конце концов он начал работать со слепой лошадью! Но и для Кралля всё закончилось очень неприятно…
- Так и к вашим опытам общество отнеслось, мягко говоря, нелояльно.
- Я это спокойно воспринимаю. Потому что, как вы знаете, человек я хорошо тренированный.
- Но вы готовы повторить этот опыт с вашим жеребцом Као перед научным обществом? Чтобы он вживую складывал слова и описывал предметы или свои чувства, как это он делает в фильме?
- Когда меня спросили, почему я не хочу сотрудничать с наукой, я сказал: «Как только я замечу науку, то немедленно начну с ней сотрудничать».
Я никому ничего не собираюсь доказывать. И фильм этот не о лошадях и не о зверствах инквизиции, а о том, кто мы такие и что такое есть наш интеллект. Я просто рассказал то, что известно мне. Но при этом прекрасно понимаю, что фашизм - зоологический, внешневидовой, а не внутри одной нации - является основой человеческого мировоззрения. И из-за одного лишь моего рассказа своего мировоззрения никто менять не будет. Потому что так людям гораздо уютнее жить, когда ты относишься ко всему остальному живому миру, как к еде или как к забаве. И должны последовать усилия многих учёных, многих мастеров, многих писателей, для того чтобы перекроить эту историю. Боюсь, что я этого уже не увижу. Но это обязательно произойдёт. Просто потому, что, как говорил Эйнштейн, разум, единожды раздвинув свои границы, никогда не вернётся в границы прежние.
Юлия ШИГАРЕВА
Александр НЕВЗОРОВ, репортёр, публицист. Родился в 1958 г. в Ленинграде. С 1983 г. работает на ТВ. Его программа «600 секунд» вошла в Книгу рекордов Гиннесса как самый рейтинговый телепроект. Создал высшую Школу воспитания лошади. Женат, есть сын
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть