12072

Евгений Гришковец - о лояльных деятелях культуры и смехе эпох

№ 25 от 20 июня 2012 года 20/06/2012

- Евгений, вы заявили, что у вас возникло чувство «неловкости и досады от того, что на фоне начавшейся «самой фальшивой в новейшей истории предвыборной кампании ряд известных работников культуры и искусства выступили как обслуживающий власть персонал». Почему это происходит? 

- Почему это происходит, мне непонятно. Но мне это представляется весьма постыдным делом.

- Вы не были замечены ни среди тех, кто регулярно встречается с властью, ни среди тех, кто власть ругает. Сознательно сторонитесь и того и другого?

- Я говорю не столько о власти, сколько о своих коллегах, ведущих себя позорно по отношению к власти. На мой взгляд, активно высказываются за власть или против те деятели культуры, которые мало снимают кино или вовсе его не снимают по тем или иным причинам, не играют в кино или в театре и не пишут музыку. То есть это те люди, у которых нет ролей, нет замыслов и нет никакой творческой работы. В противном случае им просто было бы некогда заниматься активной поддержкой или противостоянием власти. Мне некогда.

«Лизость» власти

- Может, всё дело в том, что многие люди творческих профессий остались глубоко в душе крепостными?

- Нет, почему это? Они зарабатывают миллионы, делают что хотят, у них полная творческая и финансовая свобода. Какие же они крепостные? Вот поэтому меня и удивляет желание представителей культуры во что бы то ни стало вылизывать власть. И, давайте будем честными, никаких репрессий в отношении представителей культуры сегодня нет. Верховная власть настолько уверена в себе, что ей нет дела до этих муравьёв, этих клоунов, так называемых писателей и актёров. Им репрессии не грозят, и по такой же причине вряд ли власть готова много платить. Но вот какая странная штука... До кризиса расценки в шоу-бизнесе на проведение корпоративов были существенно ниже, чем сейчас. Потом грянул кризис в 2008 г., и где-то полгода длился спад. Корпоративов почти не было. И люди, на них зарабатывавшие, очень перепугались. Потом всё это возобновилось, и цены на выступления артистов выросли более чем в два раза, а у кого-то и в три. Я не могу найти этому никакого объяснения, кроме того, что раньше эти корпоративы оплачивали коммерсанты, а сейчас это делают и чиновники, которые денег не считают. За многих из них опять-таки платят те же бизнесмены. Может быть, поэтому деятели культуры так прогибаются под власть, чтобы сообщить ей, что да, мы всегда готовы выступить, мы всегда на низком старте.

- Честно говоря, наша беседа - это моя немного запоздалая попытка выразить вам своё восхищение фильмом «Сатисфакция», где вы сыграли главную роль. Он о таких важных вещах, как дружба, любовь, одиночество, дети и т. д. Вам тяжело было его продвигать?

- Продвигать его было невыносимо тяжело. Поэтому я для себя решил в дальнейшем не связываться ни с кинопроизводством, ни с продвижением. Это такое сложное дело на всей территории постсоветского пространства по нескольким причинам. Во-первых, наши кинематографисты отбили у зрителя всякое желание смотреть отечественное кино, они полностью уничтожили всякое доверие к фильмам, сделанным у нас. Кроме жутких кинокомедий, рассчитанных, по сути, на детей. Во-вторых, сформировался целый пласт кинопрокатчиков, которым абсолютно безразлично отечественное кино. Они не хотят его продвигать, потому что им неинтересно и скучно этим заниматься.

Когда мы показывали свой фильм на кинорынке, ко мне подходила масса людей. Все говорили, что фильм понравился, что они впечатлены и что такое кино нам всем просто необходимо. И они с удовольствием бы приобрели его себе на DVD. Но вот прокатывать фильм в кинотеатрах они бы не хотели. Потому что гораздо проще взять американский фильм, получить бюджет на его прокат и при этом не беспокоиться о прокатной судьбе этого кино. С отечественным кино, тем более таким непростым, как наш фильм, нужно возиться, что-то придумывать, создавать условия, чтобы зритель узнал о нём и захотел прийти в кинотеатр. А им лень. За те полтора года, что я занимался продвижением фильма, столкнулся с таким количеством безразличных, равнодушных людей, что больше этого делать не хочу.

- Писатель и журналист Дмитрий Быков в одной из статей высказал предположение, что сегодня идёт целенаправленное уничтожение профессионалов, людей, любящих свою работу. Ибо человеком равнодушным, безразличным и ненавидящим свою работу легче манипулировать. Есть у вас подобные ощущения?

- Дмитрий всё-таки поэт, поэтому, думаю, что это просто красивая метафора. Разве может существовать какая-то целенаправленная программа по уничтожению профессионалов? Уверен, что это не так. Общее состояние страны - это апатия, безразличие, которое касается всех сфер жизни. Эта апатия дошла уже чуть ли не до семейных отношений.

- С чем это связано?

- Не знаю. Профессионалы -это всегда люди азартные, особенно в тех сферах деятельности, где необходимо некоторое бескорыстие: в науке, медицине, образовании, культуре и т. д. В общем, в таком деле, которое не может быть оценено даже высокой зарплатой. Вот таких людей, которые горят и хотят что-то делать, становится всё меньше и меньше. Будь я сейчас молодым аспирантом-медиком и понимая, что в сложившейся ситуации никакого серьёзного развития медицины не будет, глубоко бы задумался. Ведь если его не будет, а жизнь одна и я молод, наверное, мне надо либо уехать к чёртовой матери из этой страны, либо, по крайней мере, свою жизнь продать подороже. То есть уйти из науки или медицины в коммерцию, чтобы хотя бы было комфортно жить. Профессионалы меняют свои убеждения и некое профессиональное счастье на спокойное «бытовое» проживание жизни. Вот что происходит, и это ужасно... Но ожидать другого в той ситуации, которая есть в стране, наивно. В противном случае человек будет выглядеть сумасшедшим.

Герои - клоуны

- Не поэтому ли, как утверждает Константин Эрнст, сегодня вместо профессионалов востребованы фрики (люди, которые слегка не в себе.- Ред.) во всех сферах деятельности, даже в медицине -доктор Хаус, доктор Тырса, доктор Быков?

- Мне очень понравилась эта статья Эрнста, и я многим знакомым рекомендовал её почитать. Конечно, сейчас главными героями являются фрики - в основном звёзды эстрады и кино. Филипп Киркоров, Борис Моисеев, Сергей Зверев - это всё фрики. Герои сериалов сегодня тоже в большинстве своём клоуны. Но удивляет другое: это говорит Константин Эрнст, который сам же и плодит этих фриков. У Эрнста всё равно самый лучший канал страны, но почему-то очень умное хорошее кино он показывает только ночью. А днём и вечерами (в самое смотрибельное время) Первый канал переполнен фриками. И КВН, который Эрнст всячески поддерживает, пестует и любит, тоже превратился в сборище фриков. Там нет ни одной острой шутки. Все кавээновские шутки - это в основном ласковые высказывания по поводу власти, всё остальное - это пародия на рекламу или на тех же самых фриков, которые сегодня заполонили телевидение и эстраду. То есть фрики пародируют фриков.

Памяти Джобса

- В своём дневнике вы упомянули о том, что у вас родился замысел нового спектакля. Уж не будет ли он остросоциальным?

- Нет. Замысел связан с осмыслением эпохи. Почитаемый мною Стив Джобс умер ровно в тот момент, когда, дав человечеству придуманные им предметы, он не сказал, что с ними делать. В тот момент, когда надо было начинать просветительскую деятельность, он и ушёл из жизни. Человечество сегодня пребывает в абсолютной растерянности. На нас обрушился Интернет, но нет ни культуры пользования им, ни дисциплины, никаких нормативов и правил. Никто не понимает, что вредно в этой сфере, а что полезно. Люди кричат о том, что в сфере информации не должно быть ограничений, но очевидно же, что безграничная информация крайне вредна.

Или, скажем, много говорят о пользе свободы общения, а для меня общение в социальных сетях является очевидным злом и фикцией. Я имею в виду все социальные сети. В этом сложно разобраться. Но мне сейчас невероятно интересно исследовать это неведомое космическое безвоздушное пространство, в которое мы шагнули. Сейчас идёт диффузия прошлого, настоящего и будущего. К чему всё это приведёт - никому не известно. С одной стороны, человек пользуется айподом, но с другой - ему всё ещё нравится полистать книгу, пошелестеть бумажными купюрами и оставить кому-то записку в двери, хотя в ХХI веке всё это уйдёт безвозвратно.

Я говорю о том, что у нас и наших детей будут большие трудности. Сейчас нужна новая просветительская деятельность. И эти просветители должны появиться. И они должны быть весьма мощными людьми.

- И когда же нам ждать вашего спектакля на эту тему?

- Думаю, что к началу следующего сезона (в 2012 году) - либо в начале осени, либо в начале зимы. Замысел уже появился, я начал над ним работать. В ближайшее время выйдет моя книга, состоящая из двух повестей. Думаю, она так и будет называться - «Две повести, не ставшие романами». Также выйдет книга дневников. Это всё планы на 2012 год. Их немного, но и немало.

Владимир ПОЛУПАНОВ

ДОСЬЕ

Евгений ГРИШКОВЕЦ родился в 1967 г. в г. Кемерово. Окончил филологический факультет Кемеровского государственного университета. Автор пьес и спектаклей «Как я съел собаку», «ОдноврЕмЕнно», «Зима», «Город», «Планета», «+1» и др.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно