Здесь и сейчас
- Александр Анатольевич, вы всю жизнь исследовали природу человека. И в этом смысле ваша картина «Милый Ханс, дорогой Пётр» - не исключение. Я бы хотел вас спросить о проблеме нетерпимости, вражды. Почему, например, вопрос национализма остаётся актуальным? Это в нас генетически заложено?
- Национализм в разных его проявлениях был во все времена и во всех странах. Он, может быть, заложен в каждом из нас на клеточном уровне, но это не означает, что он обязательно проявит себя. В конце концов наша история - с её разрухой, войнами и прочими трудностями - это мощный цементирующий, объединяющий фундамент.
- Но память у людей, к сожалению, короткая...
- Это правда. Но все-таки я, к счастью, не вижу сегодня особой националистической тенденции у нас, кроме отдельных лозунгов. Однако взрыв национализма может произойти в любой момент, и тогда мы окажемся совсем в другой стране. Увы, это тоже факт, от которого не отмахнуться.
- В вашем предыдущем фильме «В субботу» события разворачиваются на фоне чернобыльской трагедии, нанёсшей непоправимый урон здоровью огромного числа людей. На тему экологии говорят давно и много, в том числе в кинематографе. А делает ли человечество достаточные выводы из подобных экологических катастроф?
- Думаю, те общественные институты, которые пытаются заставить людей образумиться, соизмерять свои потребности с экологическим состоянием планеты, очень слабы. Животная потребность человека брать от природы как можно больше оказывается гораздо сильнее этих институтов. Здесь всё просто - люди хотят жить здесь и сейчас, получая от жизни всё то, до чего могут дотянуться. А что будет завтра...
И это касается не только экологии, но и вопросов совести, ответственности за свои поступки - да буквально всего! Плохо ли это? Стоит ли людей осуждать за такой подход? Не всё однозначно... Жизнь одна - и она коротка. Так почему бы не прожить её в своё удовольствие, получая те блага, которые возможно получить? Люди хотят потреблять, наслаждаться, и в нашей стране недопотребившего общества это выражено особенно ярко...
Мы творили
- А поменялось ли, по вашим наблюдениям, отношение молодежи к собственному здоровью?
- Разумеется, поменялось. Люди стараются следить за своим здоровьем в большей степени, чем раньше. Особенно эта тенденция заметна в крупных городах. Опять же, пить стали меньше. Но здесь тоже надо понимать, о каком именно слое общества мы говорим...
ДОСЬЕ «АиФ» |
Александр Анатольевич Миндадзе (р. 1949) - советский и российский кинорежиссёр и сценарист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1984). Лауреат Государственной премии СССР (1991). А. А. Миндадзе родился 28 апреля 1949 года в Москве в семье кинодраматурга А. Б. Гребнева. В 1971 году окончил сценарный факультет ВГИКа. Лауреат многих кинофестивалей и премий. |
Я прожил бок о бок с великими людьми старой, «советской гвардии» и могу уверенно сказать, что здоровье для них было не на первом месте. Представители моего поколения - в частности, артисты - пили гораздо больше, чем, например, современные молодые актёры. Но при этом они и души в работу вкладывали гораздо больше.
У нынешнего поколения актёров в своём большинстве таланта, прямо скажем, не прибавилось. Но при этом молодые артисты занимаются спортом, не пьют, не курят, относятся к себе гораздо бережнее. Появился новый вид актёрского профессионализма, который заключается в том, чтобы всё время держать себя в форме, иметь свежий цвет лица и подкачанный пресс.
- А у вас лично есть рецепт, как не болеть, быть в форме во время съёмок или написать сценарий в жёсткие сроки?
- Такого рецепта у меня нет, но есть внутренний, неведомый мне механизм, который не позволяет болеть и раскисать во время работы. А вот как только съёмки заканчиваются, почти всегда начинаются болезни, наваливаются депрессии, перепады настроения и так далее. И дело даже не в возрасте. Если у меня сейчас, например, семь ночных съёмочных смен подряд выпадут, а на сон останутся два-три часа в день, я буду как огурчик. Но, если в таком режиме жить вне работы, начинаю превращаться в ипохондрика.
Без допинга
- Вы затронули тему депрессии... Считается, что для творческих людей депрессивные состояния, перепады настроения вообще очень свойственны.
- К счастью, я в жизни практически не знал, что такое депрессии. Точнее, не знал до поры до времени. Я всё время занимался работой, здоровье было бычьим. Либо сценарий в мучениях писал, либо на съёмках был - на депрессию просто не было времени.
Но вообще депрессия - это болезнь не только творческих людей. Это массовое заболевание, причём весьма серьёзное. Сам человек порой его даже не осознаёт, да и врачи не всегда могут понять, что причина плохого самочувствия пациента лежит не в физиологической, а в психоэмоциональной плоскости. Но в то же время у творческих людей в состоянии депрессии, перепадов настроения порой рождаются замыслы, идеи произведений. И хорошо, если депрессия приведёт к творческому подъёму. Если этого не происходит, последствия могут быть самыми печальными.
- Вы сейчас имеете в виду то, что многие ищут спасения от депрессии в алкоголе?
- В том числе... Алкоголь - это не выход, не вариант. Но довольно многие представители моего поколения все свои недуги «лечили» именно спиртным. Алкоголь - коварная вещь. В какой-то момент человеку действительно может казаться, что водка ему помогает. Чтобы убежать от самого себя, ты выпиваешь и словно отталкиваешь от себя невидимую боксёрскую грушу, которая тебя прижимала к стене, не давала дышать. Но эта невидимая груша очень скоро возвращается и бьёт тебя снова. И, чтобы отфутболить её, приходится выпивать всё больше.
- А у вас проблемы с алкоголем были?
- Я не пью уже много лет, но не потому, что я спивался или трясся по утрам от похмелья. Просто в какой-то момент заметил, что алкоголь, даже в небольших количествах, выбивает меня из творческого состояния. С годами я научился приводить себя в форму без алкоголя.
- И как же, если не секрет?
- Если чувствуете, что психологически проваливаетесь, то самый простой и эффективный способ выбраться из этого состояния - занять себя делом. Причём необязательно что-то творить, созидать. Просто займите себя чем-нибудь!
Сергей ГРАЧЕВ
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть