Подписчик "АиФ" Анатолий Мурашкевич, член союза Архитекторов СССР, на страницах издания делится воспоминаниями о встрече с Кондратом Крапивой. Встрече, которая по его словам, во многом повлияла на всю дальнейшую жизнь...
Смотрю последние известия по ТВ и вижу сообщение, что исполняется 125 лет белорусскому классику сатирику Кондрату Крапиве (1896—1991). Сразу вспомнилась встреча с ним и беседа в далеком 1954 году.
Я сижу на скамейке в скверике слева от памятника Дзержинскому. День теплый, хороший, начало августа. Я очень расстроен, не знаю, как дальше быть, перебираю разные варианты своей дальнейшей жизни. Все не так, как я мечтал, к чему готовился, что делать, как поступить в сложившейся ситуации. Я был погружен в свои мысли, и со стороны было заметно, что я в серьезном раздумье. Вдруг к скамейке, где я сидел, подходит мужчина, как мне тогда показалось, среднего возраста, одетый «как все», и спрашивает у меня:
- Можно, молодой человек, присесть?
- Садитесь, - говорю я, а сам думаю, зачем спрашивать, место на скамейке есть. Садится рядом, смотрит внимательно на меня, я уже отвлекаюсь от своих мыслей и думаю, что ему от меня надо. Думаю, может какой-то знакомый, но нет, не знаю его.
- Давайте знакомиться, я Кондрат Крапива, - говорит он, - знаете такого?
Я буквально был сражен этим, забыл все, зачем я здесь, о чем думал, о чем переживал.
- Ой! Кондрат Крапива! - воскликнул я. - Конечно! Я знаю ваши басни, некоторые из них я даже читал со сцены в школе. Вот, например, «Жаба у каляiне»: "…тут колам хрась, і кроў, i гразь, пад кола жаба не падлазь…"
Видно было, что ему понравилось, что его узнали, и он мне говорит:
- Прохожу мимо, вижу, необычный молодой человек чем-то очень расстроен, что-то у него случилось, ведь так? Расскажите о себе, откуда вы, почему здесь.
Я начинаю внимательно его рассматривать и замечаю, что он не такой, как на картинке в учебнике. Там я его запомнил хмурым, суровым, даже неприятным, а здесь передо мной человек мило улыбался, располагал к себе, и это же Кондрат Крапива! Живой классик! И я ему подобно рассказал, что приехал из Славгорода, бывшего Пропойска, переименованного после войны, где я родился и прожил все эти годы. Что во время войны немцы спалили наш дом и мы вынуждены были убежать в лес, где и находились вплоть до освобождения в конце 1943 года. В Славгороде я окончил школу и собирался поступать в Москву в архитектурный институт. Я с детства рисовал и знал, чем буду заниматься в жизни. Но в прошлом году в Минске в политехническом институте на строительном факультете было открыто архитектурное отделение, и в этом году будет второй набор. Я подумал, почему бы мне не поступить в Минск, все-таки ближе к дому, к родителям, в своей республике. И вот я приехал поступать и читаю на доске объявлений, что «на архитектуру» будет принята всего одна группа - 24 человека, причем половина уже зачислена, видимо, это медалисты и какие-то льготники. Остается совсем мало мест, и это на всю республику. Я оценил свои шансы после деревенской школы и загрустил, даже несмотря на то что рисовал и чертил очень неплохо. Вот сижу и думаю, что дальше делать. Домой ехать не могу и не хочу, ведь знавшие меня с детства люди были уверены, что я буду учиться дальше.
Кондрат Крапива внимательно выслушал меня, ни разу не перебив, и, слегка помолчав, говорит:
- С учебой все понятно. Вы что-то решите и найдете выход. Сейчас время вступительных экзаменов, посмотрите, подумайте, чем вы в будущем могли бы заниматься, куда, пока не поздно, еще можно поступить.
- В том-то и дело, - говорю ему я, - что легко можно поступить на такие факультеты, как водопровод и канализация, отопление и вентиляция, торфяной и другие. НО (!) я туда не хочу, я хочу только на архитектуру, только этим хочу заниматься.
- Да, в таком случае рекомендовать что-то не могу, вижу, что вы убежденный и целеустремленный молодой человек. Но ответьте мне еще на один вопрос: почему у вас такая странная прическа? Почему такие длинные волосы?
- Все очень просто, - отвечаю я. - Мой учитель, профессиональный художник Михаил Федорович Немиленцев, носит длинные волосы, поэтому и я в подражание ему вот уже два года не посещал парикмахерскую.
Тут надо сказать, что, где бы я ни был, я всегда обращал на себя внимание такой прической, ловил улыбки и взгляды. Тогда еще совершенно не было моды на длинные волосы, как это стало лет 10-15 спустя, с наступлением эпохи "Битлз" и хиппи.
Кондрат Крапива был явно удовлетворен моим ответом и, немного подумав, сказал:
- Знаете, я бы вам посоветовал после нашего разговора пойти в парикмахерскую и подстричься хотя бы «под польку», и я это очень настоятельно рекомендую. А вот когда станете известным художником, тогда и вернетесь к этому вопросу, если захотите. А пока до свидания, помните, с вашей целеустремленностью у вас ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО, все образуется, не переживайте.
Он протянул мне руку, и мы попрощались.
Его слова, что у меня все будет хорошо, окрылили меня, грустные мысли ушли прочь, я пошел в парикмахерскую и подстригся «под польку». Начиналась новая жизнь. Много что пришлось пройти и преодолеть, но в 1965 году я успешно окончил Московский архитектурный институт и распределился в Минск. Всю жизнь проработал в проектных организациях и ушел на пенсию в 90-х с должности главного архитектора проектного института. Жизнь сложилась так, как я мечтал, возможно, в том числе потому, что я вовремя услышал эти слова: «У вас все будет хорошо»!
Архитектор, член Союза архитекторов СССР, пенсионер Анатолий Мурашкевич
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть