С Виктором Владимировичем мы общались в его мастерской. Изящный дизайн интерьера, современная офисная мебель – здесь все продумано до мелочей. Кругом чертежи и рисунками, макеты зданий - построенных и будущих, книги и множество дипломов и свидетельств. Здания архитектора – как дети для родителя. Он их любит, гордится ими. По словам нашего героя, в каждом здании есть душа.
«АиФ»: Артист радуется, сыграв спектакль, получая аплодисменты. В какой момент архитектор испытывает подобное состояние?
- У меня замирает сердце, когда снимают «леса» со здания - и оно предстает перед нами в законченном виде. Архитектор внимательно изучает «новорожденного», который недавно существовал только лишь на бумаге. Бывает, что эмоции переполняют, когда слышишь оценку твоего творения другими людьми. Так было, когда мы с Михаилом Виноградовым вошли в здание новой библиотеки и впервые после завершения строительства увидели плод своего труда. Одновременно с нами в здание вошли работники библиотеки Конгресса США. Они были восхищены увиденным. Только после этого мы осознали, что сделали. Ведь наша библиотека уникальна в своем роде и входит в число 100 лучших зданий мира, построенных во второй половине XX- XХI вв. За это здание мы как авторы проекта получили Государственную премию РБ.
Музей как символ
«АиФ»: Вы проектировали новое здание музея истории Великой Отечественной войны на пр. Победителей. 3 июля 2014 года, в день 70-летия освобождения Беларуси, музей должен распахнуть свои двери. Расскажите, почему стены фасада здания, которое выходит на парк Победы, наклонены?
- Здание по замыслу показывает этапы войны. Наклоны символизируют начало войны, когда в одночасье разрушилась мирная жизнь. Зеркальные стены правого фасада, отражающие зеленые деревья парка, символизируют мирную жизнь советских людей до войны.
10 пилонов-лучей изображают салют Победы. На каждом пилоне будут горельефы с изображениями 10 главных событий войны начиная с Брестской крепости и заканчивая поднятием Знамени Победы над Рейхстагом. В то же время из этих пилонов-лучей вырастает могущественная фигура женщины-Славы, которая держит в руках фанфары Победы. Архитектурная форма салюта вечером дублируется лазерными лучами, и ее точный прототип - реальный салют Победы в Москве 9 мая 1945 г.
Виктор Владимирович показывает следующее изображение - здание железнодорожного вокзала. За этот проект в 2004 г. Крамаренко вместе с М. Виноградовым получили Государственную премию Республики Беларусь.
- Мы хотели, чтобы у пассажиров на вокзале все было под рукой - зал ожидания, почта, кафе, рестораны, торговые киоски и магазины, кассы, чтобы не приходилось бегать с тяжелыми чемоданами и спрашивать дорогу, – рассказывает собеседник, - поэтому при проектировании мы учитывали все.
Сквозь стеклянный купол проходит дневной свет, который заливает пространство на всех уровнях, а в вечернее время освещенный интерьер вокзала украшает прилегающую площадь. Суперкозырек защищает от непогоды. Легкие конструкции: лестницы, эскалаторы, указатели – все создает иллюзию движения. Здание вокзала - как гостеприимный хозяин, приглашающий гостей войти и полюбоваться белорусской столицей.
Архитектор упомянул о других своих проектах. Это Детский музей, многофункциональный спортивный комплекс на Комсомольском озере с прозрачной полимерной кровлей сложной сферической формы, 40-этажное здание и с вертолётной площадкой – своеобразный «Город Солнца», и другие.
Плохая картинка
- Многие минчане и архитекторы нелестно отзывались о строящейся гостинице на проспекте Независимости рядом с цирком…
- Это проект зарубежных специалистов. Но я думаю, что белорусские архитекторы никогда бы не пошли на этот шаг. К сожалению, бывают издержки в архитектуре и градостроительстве, от которых мы не застрахованы. Об этом говорил ещё Дидро: «Плохую картину можно спрятать, скверную скульптуру - разбить, но как поступить с фасадом дворца?»
- Что вы можете сказать об архитектурном облике нашей столицы?
- После Великой Отечественной войны наши архитекторы сумели создать гармоничный генеральный план застройки. В Минске появился проспект Независимости, напоминающий Елисейские Поля в Париже. Это настоящий шедевр, выполненный в духе классицизма и Ренессанса, обрамленный роскошными зелеными парками и скверами. Река Свислочь и ажурный мост дополняют эту красоту своей неповторимостью. Вместе с тем вызывает сожаление, что многие старые здания, являющиеся историко-культурной ценностью, не были восстановлены, как Троицкое предместье. В конце проспекта, около Национальной библиотеки, планируется создать Парк скульптур, авторами которых стали такие замечательные мастера, как И. Мисько, Л. Гумелевский, А. Артимович, В. Слободчиков, Г. Буралкин, В. Занкович и др.
- Вы занятой человек. Удается ли находить время для семьи?
- Все бытовые вопросы решает жена Алла, а сын и дочь уже выросли. Они, кстати, пошли по моим стопам - оба архитекторы. Я стараюсь быть хорошим отцом и мужем. Семья отвечает мне своей любовью. Неприятности и трудности в работе мне помогали преодолевать мои родные. Свободное время мы проводим на даче. Моя жена увлекается ландшафтным дизайном.
Cправка «АиФ»
Виктор Владимирович Крамаренко родился в 1945 году в г. Гродно.
В 1968 г. закончил БНТУ. Работал в институте «Белгоспроект». В 1983-88 гг. - главный архитектор «Минскпроекта». С 1990 года руководит персональной творческой мастерской. Его главные работы: лечебный корпус санатория «Беларусь» в Друскининкае (Литва), археологический музей ХII века «Древнее Берестье» в Брестской крепости (в соавторстве с М. Виноградовым и В. Щербиным). В Минске - кинотеатр «Москва», (в соавторстве В.Щербина и М.Виноградова), комплекс «Минск - город-герой», (в соавторстве В.Занковича, В.Евсеева, В.Романенко); ж/д вокзал с подземным уровнем и благоустройством привокзальных площадей; здание Национальной библиотеки Беларуси; музей истории Великой Отечественной войны на пр. Победителей. Дважды лауреат Государственной премии РБ. В 2002 году белорусские СМИ назвали его «Человеком года». В 2013 году удостоен звания лауреата почетного приза «Зодчий Беларуси». Обладает порядка 20 отечественных и международных дипломов и сертификатов.
Галина МАХАЕВА
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть