4809

«Школы должны выбирать лучшие модели обучения»

№ 48 от 28 ноября 2012 года 28/11/2012

 

Я 21 год работала директором средней общеобразовательной школы. Опираясь на свой опыт, решила принять участие в дискуссии о предстоящей реформе школы.

Ещё на заре создания гимназий можно было предположить, что общество будет разделено – одни дети пойдут в гимназию, другие - в общеобразовательную школу. Со временем гимназии превратились в более «модные» заведения, результаты которых не всегда соответствуют ожиданиям. Так есть ли смысл в том, чтобы параллельно существовали два типа учебных учреждений, кардинально не отличающихся друг от друга, кроме объема вложенных в них средств? Я  считаю,  что  нужно создать в каждой школе идеальные (а точнее – нормальные) условия для обучения детей разной степени обучаемости.

В  80–90-х  годах школа, где я работала, была многопрофильной. Мы готовились к ее созданию несколько лет и получили стройную, эффективную систему обучения учащихся. Её основа  –  дифференцированный подход к процессу обучения с учётом способностей, интересов и желаний школьников. Цель – раннее прогнозирование будущей специальности. Особое внимание уделялось развитию мыслительной активности детей и формированию у них активной жизненной позиции.

Учебные занятия проводились в полном соответствии с нормативными документами, утверждёнными Министерством образования. Часы школьного компонента использовались для расширения и углубления знаний школьного курса, знакомства с более широким спектром наук, оказания помощи в выборе будущей специальности. Работа проводилась с 1-го по 11-й класс в три этапа:

  • 1-4-е классы – клубы по интересам;
  • 5-7-е классы – творческие объединения и научно-познавательные творческие объединения, занятия в которых были внесены в общее расписание уроков);
  • 8-11-е классы – профильные: физико-математические, химико-биологические,  спортивные, технико-конструкторские.

Место в жизни

Работа творческих объединений проводилась по планам, разработанным учителями и утвержденным на методических объединениях. К работе привлекались преподаватели средних специальных учреждений и учёные вузов. По итогам каждого возрастного этапа проводилось психолого-педагогическое тестирование учащихся при участии родителей. Итоги в 95 случаев из 100 подтверждали правильность выбора профильного класса и будущей специальности. Эта система позволила каждому ученику наиболее полно реализовать свои возможности в школе, продолжить образование и найти в дальнейшем своё место в обществе.

Возьму на себя смелость утверждать, что необходимо изучить и проанализировать опыт наиболее результативно работающих педколлективов, а лучшие модели, которые наиболее соответствуют современным требованиям, рекомендовать школам к использованию в условиях реформы. Школы должны иметь возможность выбора модели обучения школьников с учетом специфики данного региона.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно