41156

Контролер «Минсктранса»: «Штрафовать людей – это моя работа!»

№ 6 от 3 февраля 2015 года 03/02/2015

Нет такой профессии!

Светлана Борисовна АЖАР уже десятый год работает контролером пассажирского транспорта филиала «Агентство Минсктранс ГП «Минсктранс».  По образованию она инженер. По состоянию здоровья  пришлось уйти с прежнего места работы и сменить профессию.

Ни одно учебное учреждение в стране не готовит контролеров пассажирского транспорта. Получается, человек абсолютно любой профессии может вступить в борьбу с «зайцами».

- Когда я устраивалась на работу, мне сразу выдали квитанции для выписки штрафов, талоны и сказали: «Идите – работайте», – вспоминает Светлана.

Сегодня же, чтобы стать контролером, нужно отработать 10 смен в паре с опытным сотрудником, изучить законы и внутренние инструкции, сдать экзамен. Инструкций довольно много: как беседовать с пассажирами, как выходить из конфликтных ситуаций и др.

По словам Светланы Борисовны, главное в этой профессии – ориентироваться в городе  и, конечно же, быть немного психологом.  Потому что одно дело - просто работать с людьми, а другое – убедить их заплатить штраф, то есть отдать вам свои деньги.

Утверждение, что  все контролеры - необразованные и плохо воспитанные люди,  неверно.  В этой профессии достаточно людей с высшим образованием и просто грамотных специалистов. Конечно, среди представителей каждой сферы попадаются грубияны, контролер - не исключение.

Система недоработана

- За 10 лет в работе контрольной службы почти ничего не изменилось. Правда, в прошлом году ввели автоматизированную систему оплаты проезда. Но с новой системой контролер стал работать медленнее. Казалось бы, для пассажира  доля секунды – достать карточку и приложить ее к терминалу контролера. Но кто-то меня не видит, а кто-то и специально тянет время. И человек, который не оплатил проезд и к которому не успел подойти контролер, спокойно выходит на следующей остановке. У нас же нет ограничителей-турникетов, как, например, в Европе.

Многие сегодня активно пользуются карточками. Поэтому все чаще происходит так, что человек готов заплатить штраф, но у него нет наличных. В этом случае я должна выписать протокол. Это возможно только при предъявлении паспорта. Но здесь не Москва, редкий человек носит с собой документы. Все это - упущения городских властей. Нужно обеспечить контролерам аппараты для проведения безналичных расчетов, либо законодательно обязать граждан иметь при себе паспорт, либо разрешить контролерам выписывать протокол по другим документам, удостоверяющим личность.

Часто человека, который едет без оплаты, невозможно заставить заплатить штраф. В должностной инструкции сказано, что контролер должен оштрафовать либо составить протокол по паспорту или через райотдел. Если я отпустила пассажира – это нарушение. Но и нас надо понять – могу ли я для каждого «зайца» вызывать милицию? Милиция, в частности, приезжает через 20-25 минут. Все это время я должна задерживать транспорт и безбилетника. Но другие пассажиры спешат по своим делам. И если сначала они на стороне контролера, в конечном итоге тоже начинают нервничать и требовать, чтобы транспорт двигался дальше. Поэтому и приходится отпускать «зайцев». А милицию вызываем для наглых и буйных пассажиров или тех, кого уличили в подделке документов.

Если бы с нами работали правоохранительные органы, все было бы по-другому. Думаю, порядок с оплатой проезда навели бы очень быстро. Ведь одно дело – «воевать» с женщиной-контролером, а другое – с крепким, имеющим полномочия мужчиной.

«Меня пассажиры кусали и били!»

После того как я стала выходить на смену с диктофоном, жалоб пассажиров на грубость и хамство стало меньше.  Сейчас, если начинается склока, предупреждаю, что включаю диктофон и начинаю запись. Это отрезвляет некоторых граждан.

Граждане, которые не желают платить за проезд, порой ведут себя неадекватно: дерутся, кусаются, плюются, рвут одежду. Еще более агрессивно ведут себя граждане, которые стоят на одном остановочном пункте с контролерами. Подвергнуть таких «боевиков» заслуженному наказанию очень сложно, разве что помогут неравнодушные граждане.

Радует, что стало больше людей, заступающихся за контролера. Большое им спасибо.  Хотя все же гораздо чаще бывает так: люди стоят вокруг и снимают на мобильные телефоны - ни один человек не подойдет, не вмешается.

«Липовые» справки

- Еще одна головная боль контролеров – это поддельные документы. Как правило, с поддельными удостоверениями инвалидов ездят пенсионеры, а студенты активно пользуются  «липовыми» школьными справками. Талончики, конечно, никто не подделывает. Но пытаются их использовать по нескольку раз. Чего только не делают умельцы: пробив талончик, обрезают электронную надпись, снова его компостируют; вытравливают химически электронную надпись для повторного использования…Студенты на место, где ставится штамп электронного компостера, наклеивают скотч. Прокомпостировал – вышел, стер надпись, можно не покупать новый талончик. Опять же, своими действиями они нарушают закон (статья 380 Уголовного кодекса РБ) вот только задумывается ли кто-нибудь из них об этом?

Деньги или …?

- Оклад контролера – 2,5 млн рублей. Зарплата в определенной степени зависит от количества выписанных квитанций об оплате штрафа. «Хороший» с точки зрения пассажиров контролер получает 2,5 млн рублей. Почему так мало? Да потому, что такой контролер зашел в транспорт, проверил оплату, пожурил неплательщика, продал ему билет и вышел. Т.е. не выполнил своей работы, но сохранил свое душевное спокойствие. Другие же честно исполняют свои служебные обязанности (штрафуют безбилетников, составляют протоколы, высаживают бомжей и т.д.) В итоге именно на таких работников чаще всего поступают жалобы от пассажиров. Мне неприятно, что люди считают, будто контролеры злоупотребляют своей властью. На самом деле мы всего лишь делаем свою работу!

И еще о доходах. Начиная с сентября 2013 г. зарплата контролеров неуклонно падает. Причин много: и увеличение суммы штрафа за безбилетный проезд, и раздувание штата контролеров, и усложнение работы сотрудников контрольно-ревизорской службы после внедрения автоматизированной системы оплаты проезда. Лично у меня зарплата за указанный период уменьшилась на треть. Складывается впечатление, что скоро будут получать голый оклад и «активные», и «пассивные» контролеры. А дальше? Думаю, люди просто уйдут из профессии. Грустно. Хочется напрямую обратиться к руководителям Мингорисполкома: «Неужели никому не нужны доходы от оплаты проезда пассажирами?» Ведь мобильная, четко работающая ревизорская служба – залог получения этих самых доходов.

В ТЕМУ

C 10 января «Минсктранс» ввел форму нового образца для контролеров в общественном транспорте столицы. Новые форменные жилеты контролеров  - более темного синего цвета, на них больше нет салатовых полосок и крупного логотипа «Минсктранса» как на передней части жилета, так и на задней, и остался только небольшой бейдж на левой стороне жилета.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно