Ваш новый психолог усердно набивается к вам в друзья, обещает, что все проблемы уйдут за каких-то 5 сеансов, обожает яркую одежду и макияж? По всей видимости, пришло время уходить от него. Психолог Мария МЕРКУЛОВА рассказала, как отличить грамотного специалиста от непрофессионала.
Признак №1.
Психолог не торопится расспросить вас о проблемах, зато охотно занимается самопрезентацией, хвастается своими звездными клиентами и достижениями.
Как должно быть: безусловно, если вы сами спросите специалиста о его компетенции или о чем-то еще, он вам расскажет, это нормально. Главное, чтобы человек не увлекался собственным ответом. Первостепенная задача — расположить вас к себе, создать доверительную атмосферу.
Признак №2.
Психолог пытается стать для вас другом.
Как должно быть: на самом деле грамотный специалист будет лишь доброжелательно к вам настроен. Да, вы вполне можете выпить с ним чашечку кофе, случайно встретившись в ТЦ, или вместе дойти до метро после приема и мило поболтать, но не более того.
Задача человека, к которому вы приходите на прием, — заботиться о клиенте, открывать правду о нем в тот момент, когда он будет готов ее услышать, а не пытаться стать его близким другом.
Признак №3.
Психолог дает негативную оценку вашим поступкам и словам, использует фразы: «Ах, как это ужасно!», «Да вы что, с ума сошли?», «Как вы так могли поступить, это же кошмар» и т.д.
Как должно быть: все, с чем клиент приходит, уже случилось. Это материал для диагностики, а не для эмоций. Грамотный специалист принимает данный факт и просто начинает анализировать информацию вместе с клиентом, разбирать все случаи. В такой ситуации оценка может нарушить доверительный контакт.
Признак №4.
Вам обещают 100%-й результат или говорят, какое количество сеансов потребуется для решения имеющихся проблем.
Как должно быть: грамотный специалист может сказать, что у него есть методы, которые помогают справляться с этой трудностью. Но он не знает, готовы ли вы ими воспользоваться. Также ни один человек не знает, сколько консультаций потребуется. Мы точно можем сказать, что краткосрочное консультирование включает в себя, например, 10 встреч. Дальше необходимо принимать решение в зависимости от личных характеристик клиента и той проблемы, с которой он пришел на прием.
Признак №5.
Психолог отвлекает на себя внимание яркой одеждой и макияжем.
Как должно быть: на приеме главный — клиент. Только на нем должно быть сфокусировано внимание. Поэтому грамотный специалист обычно одет очень демократично, может быть, стильно, но не вычурно. Никакого люрекса, сверкающих одежд, яркой помады и невероятных стрелок на глазах.
Признак №6.
Во всех неудачах психолог обвиняет клиента.
Как должно быть: на самом деле алгоритм здесь простой. Если вы достигли успеха в психологической работе, то профессионал отдаст эту заслугу вам, скажет, что вы молодец, справились. Если все-таки происходит сбой, что-то не получается, профессионал возьмет ответственность на себя и скажет: наверное, я неправильно объяснил задание, нам нужно еще постараться, я недостаточно хорошо объяснил всю важность того, что нужно сделать.
Признак №7.
Слишком низкая стоимость приема.
Как должно быть: психологическая помощь не может стоить дешево. Например, в Москве адекватная цена за подобные услуги составляет 5000 рублей в час. Если вы видите цифру значительно ниже, возможны два варианта. Первый — перед вами человек, который только что окончил вуз. Он не имеет достаточного опыта, и только вы вправе решать, идти к такому человеку или нет. Второй — психолог не уверен в своих способностях, профессиональных знаниях и умениях. Он считает, что если у него не получится помочь клиенту, ничего страшного не произойдет, ведь изначально цена на его услуги была небольшой. Это элементарный страх ответственности.
Признак №8.
Психолог делает замечания, которые касаются вашей речи.
Как должно быть: даже если вы неправильно ставите ударение в словах или допускаете какие-то другие речевые ошибки, специалист не должен кривиться и поправлять вас. Ведь вы не на уроке русского языка.
Признак №9.
Психолог во время приема обсуждает работу своих коллег, которые, возможно, когда-то консультировали клиента.
Как должно быть: подобные действия противоречат профессиональной этике.
Грамотный специалист может спросить вас об имеющемся опыте работы с психологом, но не будет давать оценку методам, которые тот использовал, а просто предложит свои.
Признак №10.
У специалиста есть только обязательное высшее образование.
Как должно быть: увы, в нашей профессии этого недостаточно. Психология — одна из тех сфер, в которой необходимо постоянно учиться, повышать свою квалификацию и проходить различные курсы.
Признак №11.
Психолог часто использует различные научные термины, после его объяснений вы еще больше путаетесь в происходящем.
Как должно быть: у грамотного специалиста речь четкая и понятная. Он точно формулирует свои мысли и ставит перед вами конкретные задачи.
Признак №12.
Отсутствие у специалиста личного психотерапевта.
Как должно быть: возможно, для кого-то это станет откровением, но хороший психолог тоже обязательно ходит к психологу! Без этого никуда.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть