Ваш новый психолог усердно набивается к вам в друзья, обещает, что все проблемы уйдут за каких-то 5 сеансов, обожает яркую одежду и макияж? По всей видимости, пришло время уходить от него. Психолог Мария МЕРКУЛОВА рассказала, как отличить грамотного специалиста от непрофессионала.
Признак №1.
Психолог не торопится расспросить вас о проблемах, зато охотно занимается самопрезентацией, хвастается своими звездными клиентами и достижениями.
Как должно быть: безусловно, если вы сами спросите специалиста о его компетенции или о чем-то еще, он вам расскажет, это нормально. Главное, чтобы человек не увлекался собственным ответом. Первостепенная задача — расположить вас к себе, создать доверительную атмосферу.
Признак №2.
Психолог пытается стать для вас другом.
Как должно быть: на самом деле грамотный специалист будет лишь доброжелательно к вам настроен. Да, вы вполне можете выпить с ним чашечку кофе, случайно встретившись в ТЦ, или вместе дойти до метро после приема и мило поболтать, но не более того.
Задача человека, к которому вы приходите на прием, — заботиться о клиенте, открывать правду о нем в тот момент, когда он будет готов ее услышать, а не пытаться стать его близким другом.
Признак №3.
Психолог дает негативную оценку вашим поступкам и словам, использует фразы: «Ах, как это ужасно!», «Да вы что, с ума сошли?», «Как вы так могли поступить, это же кошмар» и т.д.
Как должно быть: все, с чем клиент приходит, уже случилось. Это материал для диагностики, а не для эмоций. Грамотный специалист принимает данный факт и просто начинает анализировать информацию вместе с клиентом, разбирать все случаи. В такой ситуации оценка может нарушить доверительный контакт.
Признак №4.
Вам обещают 100%-й результат или говорят, какое количество сеансов потребуется для решения имеющихся проблем.
Как должно быть: грамотный специалист может сказать, что у него есть методы, которые помогают справляться с этой трудностью. Но он не знает, готовы ли вы ими воспользоваться. Также ни один человек не знает, сколько консультаций потребуется. Мы точно можем сказать, что краткосрочное консультирование включает в себя, например, 10 встреч. Дальше необходимо принимать решение в зависимости от личных характеристик клиента и той проблемы, с которой он пришел на прием.
Признак №5.
Психолог отвлекает на себя внимание яркой одеждой и макияжем.
Как должно быть: на приеме главный — клиент. Только на нем должно быть сфокусировано внимание. Поэтому грамотный специалист обычно одет очень демократично, может быть, стильно, но не вычурно. Никакого люрекса, сверкающих одежд, яркой помады и невероятных стрелок на глазах.
Признак №6.
Во всех неудачах психолог обвиняет клиента.
Как должно быть: на самом деле алгоритм здесь простой. Если вы достигли успеха в психологической работе, то профессионал отдаст эту заслугу вам, скажет, что вы молодец, справились. Если все-таки происходит сбой, что-то не получается, профессионал возьмет ответственность на себя и скажет: наверное, я неправильно объяснил задание, нам нужно еще постараться, я недостаточно хорошо объяснил всю важность того, что нужно сделать.
Признак №7.
Слишком низкая стоимость приема.
Как должно быть: психологическая помощь не может стоить дешево. Например, в Москве адекватная цена за подобные услуги составляет 5000 рублей в час. Если вы видите цифру значительно ниже, возможны два варианта. Первый — перед вами человек, который только что окончил вуз. Он не имеет достаточного опыта, и только вы вправе решать, идти к такому человеку или нет. Второй — психолог не уверен в своих способностях, профессиональных знаниях и умениях. Он считает, что если у него не получится помочь клиенту, ничего страшного не произойдет, ведь изначально цена на его услуги была небольшой. Это элементарный страх ответственности.
Признак №8.
Психолог делает замечания, которые касаются вашей речи.
Как должно быть: даже если вы неправильно ставите ударение в словах или допускаете какие-то другие речевые ошибки, специалист не должен кривиться и поправлять вас. Ведь вы не на уроке русского языка.
Признак №9.
Психолог во время приема обсуждает работу своих коллег, которые, возможно, когда-то консультировали клиента.
Как должно быть: подобные действия противоречат профессиональной этике.
Грамотный специалист может спросить вас об имеющемся опыте работы с психологом, но не будет давать оценку методам, которые тот использовал, а просто предложит свои.
Признак №10.
У специалиста есть только обязательное высшее образование.
Как должно быть: увы, в нашей профессии этого недостаточно. Психология — одна из тех сфер, в которой необходимо постоянно учиться, повышать свою квалификацию и проходить различные курсы.
Признак №11.
Психолог часто использует различные научные термины, после его объяснений вы еще больше путаетесь в происходящем.
Как должно быть: у грамотного специалиста речь четкая и понятная. Он точно формулирует свои мысли и ставит перед вами конкретные задачи.
Признак №12.
Отсутствие у специалиста личного психотерапевта.
Как должно быть: возможно, для кого-то это станет откровением, но хороший психолог тоже обязательно ходит к психологу! Без этого никуда.

Как определить, страдает ли ребенок игровой зависимостью?
Что важнее - сиюминутный заработок или удовольствие от работы?
Преемственность бизнеса. Как найти того, кому можно передать дела
Как стать добрее. 10 действенных советов психолога
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть