Сломался выключатель? Стал протекать унитаз? Пришел в негодность и требует замены смеситель? Жильцы домов, которые обслуживаются ЖЭУ (жилищно-эксплуатационные участки), при подобных проблемах могут воспользоваться платными бытовыми услугами ЖКХ.
Оговоримся, что, как правило, домам, которые обслуживаются товариществами собственников, эти услуги недоступны (если у них заключены договоры об обслуживании с частными компаниями). И обычно эти компании, как и хаус-мастера из «объявлений и интернета», устанавливают на всё цены как минимум в два раза выше по сравнению с расценками ЖЭУ.
Обязательные и необязательные услуги
Платные бытовые услуги, которые оказывают ЖЭУ, делятся на обязательные и необязательные. Как пояснили «АиФ» в Минском городском жилищном хозяйстве, обязательные платные услуги – это услуги, которые оказываются всеми ЖЭУ в обязательном порядке по утвержденному в ГО «Минское городское жилищное хозяйство» перечню. В Минске, например, это 26 услуг (всего же их около 2000).
Это смена унитаза, бачка, умывальника, ванны, раковины, ремонт и замена вентиля, шарового крана, смесителей, выключателя, розетки. Также можно получить консультацию электрика, сантехника. На платной основе можно обратиться за прочисткой трубопроводов внутренней коммуникации и заменой полотенцесушителя.
В Минском городском жилищном хозяйстве уточнили, что столичные ЖЭУ не могут отказать в выполнении обязательных платных бытовых услуг.
К необязательным платным услугам (дополнительным услугам, которые ЖЭУ могут оказать) относятся облицовка плиткой, монтаж оконных блоков, металлических дверей, оклейка обоями и другие виды работ. Оказывают эти услуги ЖЭУ в зависимости от наличия специалистов и прочих факторов.
Если говорить о востребованности платных бытовых услуг, то, например, согласно данным автоматизированной системы «Диспетчерская служба» за первый квартал 2025 года, чаще жителям столицы требовались ремонт сливного бачка унитаза, ремонт и смена розеток, выключателей.
Особой популярностью, как утверждают в Минском городском жилищном хозяйстве, пользуется консультация сантехника. Скорее всего, это связано с тем, что первый визит мастера, как правило, и есть консультация. Он оценивает проблему, говорит жильцам, что им нужно приобрести. Например, если стал протекать и требует замены полотенцесушитель, конечно, наобум покупать что-то не стоит. Специалист уточнит, какой нужен прибор по размеру и др.
А в Бресте, как рассказали в Брестском областном управлении жилищно-коммунального хозяйства, к самым востребованным у горожан услугам относятся сантехнические и строительно-отделочные работы.
Это смена отопительного прибора, унитаза, прочистка засора сифона, шпатлевка потолков по бетону, окраска потолков водоэмульсионной краской, оклейка стен обоями и др. платные услуги.
Цены ниже рыночных
Тарифы на платные бытовые услуги жилищно-коммунальная организация устанавливает самостоятельно. И цены на них, как правило, ниже рыночных.
Например, в ЖЭУ №1 Центрального района г. Минска замена раковины обойдется в 35,45 руб., смесителя для ванны – 36,61 руб., унитаза типа «Компакт» – 75, 94 руб., консультация сантехника стоит 7,85 руб.
В ЖЭУ №6 Первомайского района цены на услуги немного ниже. Замена раковины стоит 25,81 руб., смесителя для ванной – 26,61 руб., унитаза типа «Компакт» – 55, 22 руб., консультация сантехника – 5,12 руб.
К слову, в регионах цены также различаются. Так, в ЖРЭУ Бреста за замену унитаза типа «Компакт» надо заплатить 64,34 руб., настенного смесителя для ванны – 26,21 руб., настольного – 42,9 руб., раковины – 30,03 руб. Консультация сантехника стоит 6, 79 руб.
Как помогут
Для того чтобы заменить прокладку в кране или установить унитаз, минчанам надо подать заявку, позвонив по номеру 115.
В регионах порядок оказания услуг такой же – нужно звонить по номеру 115. Кроме того, можно обратиться с письменной заявкой в свой ЖЭС по месту проживания.
Далее исполнитель связывается с заказчиком и обсуждает сроки. К слову, еще до начала оказания услуги специалист должен проконсультировать заказчика. Особенно если речь идет о каких-то серьезных работах: поклейке обоев, замене полов, например.
Если планируется более глобальный ремонт, то заказчик сам выбирает и покупает материалы.
Если же надо заменить какие-то мелкие детали (прокладка в кране и др.), то в ЖЭУ, как правило, есть определенный набор ходового оборудования, деталей для замены, так что не придется ходить по магазинам.
До начала работы заполняется заказ-договор. Там подробно указываются данные заказчика и подрядчика, виды работ, условия их выполнения, сроки, стоимость. Гарантийные сроки зависят от вида выполняемых работ и, как правило, составляют от 6 до 12 месяцев.
К заказу-договору при необходимости прилагается смета. Важный момент – подписать договор может только собственник или наниматель жилого помещения.
Стоимость выполненных работ включается отдельной строкой в извещение об оплате ЖКУ. Наличными рассчитаться с работником ЖЭУ нельзя!
Когда ждать мастера?
В Минске для выполнения заявок установлены временные интервалы. Заявки, поступившие до 13.00, обещают выполнить в день обращения с 14.00 до 18.00 (в пятницу — до 16.45). Заявки, поступившие после 13.00, - на следующий рабочий день с 9.00 до 13.00. При этом с ЖЭУ можно согласовать время визита.
В областном центре, например, таких временных интервалов нет: сроки начала работ оговариваются непосредственно с заказчиком услуг.
ВАЖНО
В случае оказания платной бытовой услуги с недостатками потребитель в первую очередь должен обратиться к исполнителю для устранения недочетов. При невозможности урегулирования спора в досудебном порядке заказчик имеет право обратиться в суд.
За какие допуслуги жильцы не обязаны платить даже по решению собрания ТС?
От каких жилищно-коммунальных услуг можно отказаться?
Вода, да не та! Как вернуть деньги за некачественные услуги ЖКХ?
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть