564

Вода, да не та! Как вернуть деньги за некачественные услуги ЖКХ?

"Аргументы и факты" в Беларуси № 25. Сколько там "накапало"? 18/06/2024
Инфографика Ольги Прониной / АиФ

Могут ли сделать перерасчёт за коммунальные услуги, если, например, из-за аварии ухудшилось качество воды или пропал свет?

Да, перерасчёт платы за основные ЖКУ возможен при их неоказании или оказании с недостатками (в соответствии с Положением о порядке перерасчета платы за основные жилищно-коммунальные услуги в случае их неоказания или оказания с недостатками, а также перерасчета платы за коммунальные услуги за период перерывов в их оказании, утвержденным постановлением Совета Министров от 27.01.2009 г. № 99). А именно:

  • при несоответствии качества питьевой воды установленным санитарно-гигиеническим нормам для конкретных систем водоснабжения. Размер платы за услуги холодного водоснабжения уменьшается на 10% на период предоставления данной услуги с недостатками;
  • при температуре горячей воды менее 60°С – для открытых систем централизованного теплоснабжения, менее 50°С – для закрытых систем свыше трех суток подряд. За каждый 1°С снижения температуры горячей воды размер платы за её подогрев уменьшается на 2,5% на период предоставления услуги с недостатками;
  • при отклонении уровня напряжения, частоты электрической энергии от действующих стандартов. Размер платы за услуги электроснабжения снижается на 0,15% за каждый час предоставления такой услуги с недостатками;
  • при температуре воздуха в жилом помещении более одних суток ниже +18°С. Размер платы за отопление уменьшается с учетом недопоставленного объема тепловой энергии, рассчитанного в порядке, определенном Министерством жилищно-коммунального хозяйства;
  • при температуре воздуха в жилом помещении выше +24°С более одних суток. Перерасчет платы за услуги теплоснабжения (отопления) производится на сумму стоимости объема тепловой энергии, превышающего объем тепловой энергии, предоставляемый для обеспечения температуры воздуха в жилом помещении +24°С.

Направить претензию

Если обслуживающая организация не оказывает какую-либо из вышеперечисленных услуг или оказывает ее с недостатками, следует направить претензию.

Это можно сделать по телефону (служба 115 или диспетчерская вашего ЖКХ по месту проживания), в письменном или электронном виде, а также во время личного приема. Претензию обязаны зарегистрировать в тот же день.

После этого к вам в течение дня должен прибыть специалист обслуживающей организации, который установит факт и причину некачественного оказания ЖКУ.

Сотрудник коммунальной службы должен составить претензионный акт в двух экземплярах (один остается у потребителя), где указываются дата, вид услуги, как и в каком объеме она оказана, а также методы проведения обследования и выводы комиссии. Если вы будете с чем-то не согласны, подписывайте данный претензионный акт с оговорками.

Если организация ЖКХ подтвердила факт некачественного оказания услуги, то специалисты должны устранить недостатки в максимально короткие сроки. Учитывая технологические возможности, необходимые для устранения, это могут сделать в течение дня, нескольких дней или в срок, определенный договором, но не позже месяца со дня предъявления претензии. Более подробно о сроках устранения неисправностей с момента их выявления можно узнать в ТКП 45-1.04-305-2016 «Техническое состояние и техническое обслуживание зданий и сооружений. Основные требования».

Например, немедленного рассмотрения требуют ситуации аварийного характера. Это могут быть нарушение связей наружной облицовки, неисправности систем отопления, водоснабжения или канализации (трещины на трубопроводах), протечки газа или нарушение воздухообмена и прочее. В подобных случаях аварийная бригада обязана прибыть на место (в пределах города) в течение 30 минут.

Нажмите для увеличения.
Нажмите для увеличения. Фото: АиФ/ Инфографика Ольги Прониной

 

Независимое мнение

Может случиться и так, что сотрудники ЖКХ не установили факт некачественного оказания услуги. В этом случае они обязаны дать вам письменный мотивированный отказ в удовлетворении ваших требований в течение пяти календарных дней. Если вы не согласны с таким решением, можно за свой счет организовать проведение независимой экспертизы качества ЖКУ и обжаловать отказ в суде.

Для проведения экспертизы необходимо обратиться в местные органы власти (райисполком, районная администрация) и написать заявление. Проверку будет проводить комиссия, созданная местными органами власти, которая должна будет согласовать с вами дату и время проведения экспертизы, а также время доступа в жилое помещение. При этом члены комиссии обязаны провести необходимые исследования (замеры, пробы, визуальный осмотр) и составить акт независимой проверки. В случае подтверждения факта неоказания (оказания с недостатками) ЖКУ обслуживающая организация должна не только устранить недостатки, но и уплатить стоимость экспертизы. Однако, если члены комиссии не выявили никаких недостатков, деньги за проведение экспертизы вам никто не вернет. У обслуживающей организации в свою очередь будет возможность обжаловать решение комиссии в суде.

Моральный вред

Допустим, ЖКУ оказали некачественно. Тогда организация ЖКХ обязана произвести перерасчет платы. Для этого вам необходимо написать соответствующее заявление и подтвердить факт неоказания услуги наличием претензионного акта, акта независимой проверки или судебного постановления. Перерасчет платы вам должны произвести со дня поступления претензии в обслуживающую организацию.

За некачественные услуги горячего и холодного водоснабжения, канализации, техобслуживания лифта и обращения с ТКО сделают перерасчет жильцу конкретной квартиры. А за ненадлежащее санитарное содержание вспомогательных помещений жилого дома или его техобслуживание - всем жильцам, не получившим услугу.

Помимо вышеперечисленного, в суде вы имеете право требовать от ЖЭСа возместить вам как моральный вред, так и дополнительные расходы, понесенные в связи с неоказанием / ненадлежащим оказанием услуги по отоплению (например, приобретение обогревателя или наём другого жилого помещения).

Оставить комментарий (0)