Согласно закону об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности граждане имеют право на получение любой информации о том, как среда их обитания будет видоизменяться и развиваться, когда планируются те или иные строительные мероприятия. Специальное Постановление Совмина №687 «Положение о порядке организации общественных обсуждений в архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» регламентирует проведение общественных обсуждений, которые постоянно проводятся с участием градостроителей и местных властей.
Но почему зачастую общественные обсуждения воспринимаются как формальные мероприятия, где все выплескивают негативные эмоции, но после все равно ничего не меняется и не решается? Почему складывается впечатление, что якобы различные «инициативные группы» просто будоражат общественность?
- Обычно на общественные обсуждения выносятся уже готовые проекты, и людей ставят перед фактом, как будет видоизменяться район: что будут сносить, где - вырубать деревья... Хотя сначала местные власти должны узнавать о потребностях граждан и уже на основании их мнений разрабатывать документацию развития местности, - объясняет координатор кампании «Генплан - для минчан!» Денис КОБРУСЕВ. - Мировая практика такова, что общественность участвует в обсуждениях на начальном этапе, когда формируется заказ, архитектурное задание, а не подключается тогда, когда уже невозможно ничего изменить. То есть, когда проект только собираются разрабатывать, местные органы власти должны сообщить об этом гражданам, которые, в свою очередь, на протяжении нескольких месяцев после оповещения могут присылать свои предложения, что бы они хотели увидеть в этом проекте.
В идеале должны быть налажены каналы коммуникации между местными сообществами и властными структурами, чтобы не было недопонимания. Например, чиновники часто и активно проводят горячие линии, но есть и другие варианты взаимодействия. Яркий пример - шаги, предпринятые администрацией Центрального района Минска, которая фактически единственная завела активные аккаунты в социальных сетях. Благодаря этому любой человек может указать на существующие проблемы, задать интересующие его вопросы и достаточно быстро получить ответ без соблюдения формальностей, когда предлагают написать официальное обращение и дождаться ответа на него через месяц. Именно такое отношение властей содействует устойчивому развитию, на которое Беларусь сейчас взяла курс.
Нужен консенсус
- И все-таки, насколько реально сделать так, чтобы при разработке градостроительных проектов загодя учитывались пожелания граждан? Как упредить недовольства и слухи?
- Как и в других странах. Прежде всего, люди должны не ограничиваться интересами только своей квартиры, своего дома, а интересоваться и местом, где они живут, - двором, микрорайоном, городом. Допустим, если жители хотят разбить зеленую зону, оборудовать парковку или детскую площадку, они могут обратиться в районную администрацию или обслуживающую жилищно-коммунальную организацию с просьбой разработать проектную документацию, где бы подобное благоустройство нашло официальное отражение. Тогда эта территория будет наиболее защищена в будущем.
Если местные жители, допустим, недовольны тем, что согласно Генплану через определенное количество лет на их территории должно быть осуществлено уплотнение застройки или проложена дорога, они могут уже прямо сейчас начинать общаться со специалистами на эту тему. Доносить до них свое мнение с видением того, как должна развиваться территория, с последующим получением официальных ответов о том, могут или не могут местные власти и проектировщики учесть высказанные проблемы. Нужно понимать, что в основе решения всех проблем лежит консенсус. За 25 дней, отведенных на процедуру общественных обсуждений, достаточно сложно не то что прийти к консенсусу, но даже провести конструктивный диалог, поэтому лучше, как я сказал выше, загодя интересоваться изменениями в градостроительных планах и начинать взаимодействовать с теми, от кого они зависят.
Давайте поговорим?
- Как я понимаю, новый проект «Положения о порядке организации общественных обсуждений» уже разработан Министерством архитектуры и строительства Беларуси. Поскольку вы тоже имеете к этому отношение, можете рассказать, какие принципиально новые изменения планируется инициировать?
- Прежде всего, предоставить больше возможностей гражданам. Например, сейчас свои замечания и предложения необходимо подкреплять ссылками на нормы законодательства. Но это неудачная практика, потому что рядовой гражданин не обязан знать то, чему некоторых специалистов обучают не один год. Например, как можно обосновать с точки зрения законодательства выбор между сохранением зеленой зоны или постройкой детского сада? Это просто желание людей жить в зеленом дворе, в экологически благоприятной обстановке. Также в проекте вводится предварительная стадия общественных обсуждений, то есть граждане оповещаются о начале разработки проектной документации и имеют возможность в течение трёх месяцев направлять свои предложения о том, что они хотели бы видеть в своем районе.
Ознакомиться с проектом новой редакции Положения можно на сайте Минархитектуры и строительства (https://www.mas.gov.by/uploads/documents/Proekt-697.pdf). Пока, к сожалению, работа застопорилась, потому что проект требует согласования с представителями исполнительной власти, которые считают, что новый подход будет ограничивать их возможности, лишит монополии на принятие решений.
Нет условий
- А как же гражданам собираться, обсуждать насущные проблемы? Даже на примере товариществ собственников видно, что общие собрания проводятся редко, потому что негде встречаться, общаться.
- Так и есть: площадок для взаимодействия нет, следовательно, нет условий для возникновения сообщества людей, которые могли бы совместно обсуждать и решать насущные проблемы. В огромном 10-подъездном доме не найти помещения, где можно было бы собраться!
В западноевропейских странах и этот вопрос решен. Например, в Финляндии создаются специальные зоны - это может быть большая крытая беседка с посадочными местами в центре двора. Или в подъездах домов предусматривают лобби-зоны, где бы могли собираться жильцы.
Почему не ценим?
- Вопрос от неравнодушных читателей: почему у нас с такой легкостью вырубают леса для освобождения места под строительство, тогда как за границей ради сохранения одного дерева и направление дороги изменят, и трубы по-другому проложат?
- Потому что во многих странах, той же Польше, за вырубленные деревья застройщик платит внушительные суммы компенсации. При таком подходе, конечно, дерево проще сохранить. В Беларуси за вырубленные зеленые насаждения компенсация очень маленькая, не влияющая на бюджет застройщика. А почему позволяется такое делать? Потому что нет понимания того, что это важно сохранить. У нас в принципе нет культуры сохранения зеленых насаждений. Но, поскольку граждане стали активнее протестовать против вырубки деревьев, есть надежда, что ситуация изменится. Обычно власть меняет решения, когда есть большой запрос от населения, например, как было с точечным уплотнением Минска, которое вызывало народные недовольства. Сейчас от политики точечного уплотнения в Минске практически отказались и в целом перешли к разработке проектов детального планирования (ПДП). Разработка ПДП помогает гражданам увидеть развитие территорий в целом: где будет жильё, а где объекты инфраструктуры (поликлиники, школы, садики, магазины и т.д.), что помогает лучше сформировать свое отношение к проекту, посмотреть, какое влияние новое строительство окажет на загрузку социальной инфраструктуры, парковок и т.д. Разработка ПДП также дает больше гибкости проектировщикам: им проще убрать или переместить объект в границах детального плана, против которого могут возражать жители.
Так постепенно общественность и власти научатся взаимодействовать конструктивно.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть