4926

Кто крайний? Процесс выделения жилья многодетным должен быть прозрачным

"Аргументы и факты" в Беларуси № 44 31/10/2017
Решение жилищного вопроса зависит не только от возможностей государства.
Решение жилищного вопроса зависит не только от возможностей государства. shutterstock.com

Ежегодно в бюджет закладываются существенные суммы на помощь семьям в обеспечении жильем. В первую очередь финансовая поддержка оказывается многодетным. Между тем многие из них стоят в очереди нуждающихся несколько лет. Но только ли из-за объективной нехватки бюджетных средств? Как выяснилось, длительное ожидание может быть вызвано и субъективными факторами: непрофессиональной и непрозрачной системой ведения очереди нуждающихся.

Недавно правоохранители рассказали о задержании мошенников, в том числе замглавы Партизанского района Минска, которые за определенную плату обещали «продвинуть» людей в очереди на жилье, ссылаясь на связи в исполкомах. Следователи разберутся, были ли это пустые обещания или мошенники реально могли повлиять на ход очереди нуждающихся. Но лазейки в этом вопросе явно есть.

Это выяснилось в ходе разбирательства конкретных случаев.

Нормы закона

Вот одна из историй. Алена Семенченко с 6 детьми состоит на учете в Луговослободском сельском исполкоме Минского района в отдельном списке многодетных семей почти три года - с 21 января 2015 г. За это время, несмотря на письменные заявления, она не получала от исполкома предложений по улучшению жилищных условий и вынуждена жить в съемном жилье.

Согласно Указу президента №13 от 06.01.2012 г. «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве или приобретении жилых помещений» все многодетные семьи обладают внеочередным правом на получение льготных кредитов. Вместе с тем семьи, имеющие четверых и более детей, обладают приоритетом. Согласно п.9 вышеназванного Указа местные власти должны вести отдельные списки многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на внеочередное получение льготных кредитов или одноразовых субсидий с выделением в отдельный список многодетных семей, имеющих четверых и более несовершеннолетних детей. Также они должны обеспечить включение многодетных семей в члены организации застройщиков (долевое строительство), в том числе в первоочередном порядке - многодетных семей, имеющих четверых и более несовершеннолетних детей.

Очевидно, что эти законодательные нормы направлены на то, чтобы обеспечить жильем в первую очередь наиболее многочисленные семьи. Но на практике они исполняются не везде и не всегда. В этом вопросе есть две проблемы: практика применения норм законодательства на местах и отсутствие единой базы данных.

Неверная трактовка

В ответах сельского исполкома о номере очереди семьи Семенченко приводились каждый раз различные цифры: то семья стоит под №36, то под №15, то под №21. Кроме того, чиновники не отвечали на прямой вопрос: какой номер у семьи в отдельном приоритетном списке семей, имеющих 4 и более детей. Как следует из документов, в сельском и районном исполкомах считают, что есть общая отдельная очередь многодетных, которой они и руководствуются. Из-за такой неверной трактовки Указа №13 отдельные списки учета семей с четырьмя и более детьми не исполняются, и на практике семьи с тремя детьми получают жилье раньше, чем те, у которых возникло первоочередное право из-за наличия четверых и более детей. Последние просто отодвигаются вниз по списку. В сельсовете считают, что это правильно. Поэтому семье пришлось обратиться к разработчику Указа №13, который дал четкие разъяснения, как должно быть.

«АиФ» приводит разъяснения заместителя министра архитектуры и строительства Дмитрия СЕМЕНКЕВИЧА на этот счет: «Учитывая нормы Указа №13 и сложившуюся практику реализации норм 2-го и 3-го абзацев пункта 9, многодетные семьи подлежат выделению в отдельный список семей, имеющих четверых и более несовершеннолетних детей, с даты подачи заявления о внесении изменений в составе семьи в связи с рождением четвертого ребенка».

Простыми словами, это означает, что первоочередное право семей на получение кредитов и на участие в долевом строительстве возникает не с момента постановки в общую очередь многодетных, а с момента рождения четвертого ребенка.

Летом был принят еще один законодательный акт - Указ президента от 04.07.2017 г. №240, предусматривающий новую форму господдержки в жилищном вопросе - адресную субсидию. Практика показала, что на местах он также трактуется некорректно, противореча Указу №13. На данный момент Министерство архитектуры и строительства разослало в облисполкомы и Мингорисполком разъяснительные материалы по этому вопросу. В них четко говорится, что Указ №240 действует наряду с Указом №13.

Нет электронной базы

- Проверить реальное движение очереди и соблюдение норм законодательства невозможно, потому что в Минском районе нет единой базы данных об очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, объединяющей сведения из сельских исполкомов с учетом даты и основания постановки на учет, которая бы позволяла очередникам видеть свой номер в открытом доступе, - рассказывают очередники. - Вместо этого в сельсовете на стенде висит список очередников, оформленный не по установленной форме: только номер и фамилия. А даты постановки на учет нет. Поэтому непонятно, правомерно ли кто-то стоит в очереди перед вами или нет. В Минске такая электронная очередь ведется, и поэтому процесс полностью прозрачен, людям не приходится каждый раз обращаться к местным властям за информацией.

На наш официальный запрос Миноблисполком подтвердил факт отсутствия электронной базы данных. Но на данный момент вопрос решается.

Заместитель начальника управления ЖКХ Миноблисполкома Ольга КАВЕЦКАЯ ответила редакции следующее: «В Минской области приобретены программные комплексы, входящие в систему АСУРАЖ. Данная система действует по Минску с 1993 года и является лучшей в республике системой автоматизированного учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. На данный момент программные комплексы установлены на территории Минской области и 22 райисполкомов, в Жодинском горисполкоме, Минском облисполкоме, 20 сельисполкомах Минского района. Возможность свободного электронного доступа к информации о движении очереди будет обеспечена после окончательного заполнения базы данных граждан, принятых на учет нуждающихся районными, Жодинским городским исполкомами, которое сейчас осуществляется».

Не вслепую?

Хорошо, что у приводимой в примере семьи были помощники - волонтеры общественной организации «Белорусский союз женщин», которые ходили в исполкомы, делали официальные запросы в госорганы, добиваясь порядка. Но у большинства многодетных семей не найдется времени, а порой и компетенций разобраться в вопросе. И они продолжают жить в «слепом» ожидании, не имея возможности контролировать решение своего жилищного вопроса.

Надеемся, разъяснения законодательства будут приняты во внимание на местах, а повсеместное внедрение электронной очереди сделает процесс полностью прозрачным.

СПРАВКА

По данным Миноблисполкома, в Минской области на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состоят 5188 многодетных семей, из них - 681 семья, имеющая 4 и более детей, из которых более двух лет - 421 семья. В Минском районе всего на учете состоят 596 многодетных семей, из них 91, имеющая 4 и более детей, из которых более двух лет - 57 семей.

В текущем году на индивидуальное жилищное строительство в Минской области предусмотрено выделение 14,9 млн рублей льготных кредитных ресурсов ОАО «АСБ «Беларусбанк». В настоящее время на указанные цели направлено 10,06 млн рублей, остаток составляет 4,84 млн руб. При этом заявленная сумма для кредитополучателей на цели индивидуального жилищного строительства только в сентябре этого года составила 9,89 млн руб. В связи с тем, что в настоящее время потребность в льготных кредитах на строительство индивидуальных жилых домов значительно больше остатка финансовых средств на текущий год, в Минской области с гражданами не заключаются новые кредитные договоры об индивидуальном строительстве, а также о приобретении жилья.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно