Вместе с экономистом, историком и общественным активистом Дмитрием БАЛАШЕМ «АиФ» продолжает рассказывать о самых важных исторических объектах столицы, которые находятся на грани исчезновения.
Сейчас полным ходом идет уже шестая по счету реконструкция стадиона «Динамо».
Если говорить об этом стадионе (правильнее назвать его архитектурно-парковым ансамблем со спортивной ареной «Динамо»), он изначально был предметом искусства, и его утрата невосполнима.
- То, что происходит со стадионом «Динамо», сопоставимо с тем, как если бы начали улучшать «Мону Лизу»: подрисовали платье, подправили прическу, - уверен Дмитрий Балаш.
Строили всем миром
Стадион, который был официально открыт в 1934 году, строили всем миром: на стройке каждый «динамовец» (там трудились и пограничники, и личный состав НКВД) должен был отработать не менее 100 часов.
«Динамо» быстро стал самым посещаемым спортивным объектом страны, и вскоре возникла потребность в увеличении его вместимости. Поэтому в 1937-1939 годах была проведена реконструкция – в результате вместимость стадиона увеличилась на 12 000 мест.
Во время Великой Отечественной войны стадион «Динамо» был уничтожен, сохранилась только часть трибун. Первый футбольный матч на восстановленном стадионе состоялся уже 12 июня 1948 года, хотя поднимать «Динамо» из руин продолжали до 1954 года. Прошла в 1950-е годы еще одна реконструкция.
- Когда-то вокруг самого стадиона были парки, которые перетекали друг в друга. В 1960-70-е годы аллеи вокруг сквера были украшены скульптурами на спортивные темы. Там находились и другие культурные объекты, например, амфитеатр в классическом стиле. Сегодня от всего этого ничего не осталось, - рассказывает эксперт.
В 1999 году вместимость арены сократили до 35 тысяч человек.
Жив или мертв?
И вот в конце 2012 года «Динамо» закрыли на очередную реконструкцию, которая длится по сей день.
В 2013 году был представлен экономный и быстрореализуемый проект, который позволил бы модернизировать «Динамо» уже к Чемпионату мира по хоккею в 2014 году. Предлагалось сделать козырёк над ареной на подвесных конструкциях – такой приём был использован для крыши впоследствии снесённого автовокзала «Московский», а трибуну собирались накрыть «рукавом» на лёгкой металлической каркасной конструкции, подобно площадке за минским Дворцом спорта. Все технологии - надёжные, проверенные. При этом внешний вид архитектурного комплекса сохранился бы, а ажурные конструкции привнесли бы современную эстетику в облик стадиона.
Но по непонятным причинам этот вариант рассматривать не стали; территории архитектурно-паркового ансамбля были распроданы, а спортивная арена продолжает разрушаться, рассказывает Дмитрий Балаш.
В 2014 году был утвержден новый проект реконструкции, который и стал началом конца.
По мнению эксперта, есть много вопросов к тому, как происходила реконструкция.
- С начала представления проекта реконструкции складывалось впечатление, что его концепцию и компьютерные эскизы создавали очень быстро, без детальной проработки, - говорит Дмитрий Балаш.
Из-за непродуманных и непросчитанных строительных работ аркада стадиона стала складываться, как карточный домик. Сейчас пытаются укрепить и удержать на каркасах стены аркады стадиона, чтобы они не рассыпались.
- В итоге мы имеем «слоёный пирог»: по краю – разваливающаяся аркада, по центру – тонны строительного мусора под нагрузкой, внутри – участок с новым бетонным каркасом. Теперь «вернуть к жизни» стадион «Динамо» вряд ли получится, и по-хорошему объект надо сносить.
Конечно, давать заключения возможно только после проведения ряда экспертиз (в том числе с привлечением специалистов Министерства культуры). Но складывается впечатление, что чиновники попали в ловушку: ни продолжить стройку (потому что аркада рушится), ни отказаться от нее нельзя – объект должен принимать игры будущих чемпионатов мира.
А что же в итоге должны увидеть минчане по окончании реконструкции «Динамо»?
Известно, что после нынешней реконструкции вместимость трибун составит 20 тысяч зрителей. 70-75% трибун будут прикрыты куполом, который визуально производит впечатление воздушной шапки над ареной стадиона. Четыре осветительные мачты стадиона получат 394 светодиодных прожектора для освещения спортивных и концертных мероприятий. На территории стадиона появятся игровые зоны, скалодром, тир, оздоровительные центры и паркинг.
Согласно сообщениям в СМИ строительство стадиона должно завершиться в нынешнем году, но по некоторым позициям есть опоздания.
Удастся ли все закончить в срок, время покажет, но велика вероятность, что «Динамо» простоит несколько лет в близком к аварийному состоянии, а потом город примет важное и экономически обоснованное решение о необходимости перестройки объекта.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть