Не прошло и двух недель после оглашения президентского послания, а его опасения начали сбываться.
НАПОМНИМ слова Дмитрия Медведева: «Нашей работе будут пытаться мешать. Влиятельные группы продажных чиновников и ничего не предпринимающих предпринимателей. Они хорошо устроились. У них «всё есть». Их всё устраивает…»
«Первые выстрелы» прозвучали со стороны Министерства транспорта. И неслучайно. Именно к чиновникам Минтранса в послании президента были обращены конкретные претензии: отвратительное качество дорог, черепашьи темпы строительства, в разы завышенные расценки.
Эх, дороги…
ДОРОЖНОЕ строительство - одна из самых стагнирующих сфер экономики. За 15 лет в России дорог фактически не прибавилось. По плотности асфальтовых дорог Россия скатилась на одно из последних мест в мире. Недавние поразившие всю страну кадры дорожного ступора на федеральной трассе в Красноярском крае показали не только вопиющую запущенность этой сферы, но и всю меру безответственности дорожного начальства.
Дорожная сфера стала средоточием всех пороков сложившейся системы хозяйствования. За примерами даже не нужно далеко ехать. В 15 км от Кремля на пересечении МКАД и Новорижского шоссе уже многие годы не могут завершить строительство развязки. Можно себе представить, как подобная стройка велась бы в предместьях Пекина. Всё кишело бы от рабочих и кранов, а работы велись бы и дни, и ночи, в том числе и в выходные. У нас же на «показательной стройке» еле-еле шевелятся несколько таджиков, в выходные дни стройка просто застывает.
А зачем торопиться? Чиновники и подрядчики знают, что чем дольше тянется стройка, тем больше возрастают затраты, а следовательно, и «откаты». Как правило, в несколько раз. Неудивительно, что 1 км наших дорог стоит почти в 3 раза больше, чем в Евросоюзе и в США, и в 7 раз дороже, чем в Китае. Сложилась поистине нелепая ситуация: строительство 1 км метрополитена у нас обходится в 5 млн долл., а прокладка 1 км наземной дороги - в 17 млн. А ведь сооружение метро - технически значительно более сложная работа, чем строительство обычной дороги.
Лучеиспускание…
ВСЕ задаются вопросом: почему в России не развивается средний бизнес и не растёт «средний класс»? Ведь, судя по мировому опыту, именно средний бизнес является мотором модернизации. Но тот же мировой опыт указывает на прямую связь между развитием среднего бизнеса и плотностью дорог. В 50-60-е годы прошлого века именно интенсивное дорожное строительство вывело Италию, которую называли «больным человеком Европы», из хронического отставания. Через стадию дорожного бума прошла и Испания. Показателен даже пример Болгарии, одной из беднейших стран Европы. Как только она оказалась в орбите влияния Европейского союза, первое, чем озаботились новые спонсоры, - это строительство дорог.
Россия никак не усвоит эти уроки. Мы хорошо и правильно говорим о модернизации. Но, пока в стране нет хороших дорог, это будет (если цитировать М. Горького) «лучеиспусканием в пустоту», поскольку десятки миллионов россиян, живущих в регионах и не имеющих возможности передвигаться, будут жить, работать и мыслить по старинке. А молодёжь будет бежать от бездорожья и связанной с ним дикости в большие города, усугубляя проблемы мегаполисов.
Имитаторы
ЧИНОВНИКИ кивают на климат. Но на Аляске, на севере Канады, в северных странах Западной Европы климат немногим лучше, а дороги превосходные.
Дорожное строительство наряду с жилищным превратилось в России в одну из самых вороватых и коррумпированных сфер. Специалисты утверждают, что, когда стройку дома ведёт индивидуальный застройщик, которому невыгодно воровать у самого себя, квадратный метр (за исключением Москвы и Подмосковья) обходится в 300-400 долларов. Но как только за мастерок берётся группа «ничего не предпринимающих предпринимателей», цены взлетают в два-три раза.
В дорожном строительстве, по мнению экспертов, коррупционная составляющая достигает в среднем 30 %. А 40 % госзаказов и контрактов заключается в сопровождении «откатов». Понятно, что те, кто, по словам президента, «хорошо устроились» на обочинах дорог, менять такой «порядок вещей» и не собираются. А вот изобразить бурный поток инициатив и спустить всё в канализацию - это пожалуйста.
Вода в спускных бачках министерств уже зашумела. В Минтрансе, не мудрствуя лукаво, прибегнули к испытанной ещё в советские времена тактике: утопить всё живое в бюрократических процедурах. По словам министра Игоря Левитина, для успеха модернизации нужно прежде всего «обновить нормативно-правовую базу», «пересмотреть устаревшие строительные нормы», «заложить новые технологии». А интересно, чем чиновники Минтранса занимались последние 15 лет? Почему ничего не обновили, не пересмотрели, не заложили?
Железнодорожное ведомство (РЖД) откликнулось на план президента желанием «изменить методику расчёта тарифов». Минфин - «оригинальной» инициативой поднять транспортный налог. Фармацевты, загубившие отечественное производство лекарств, под крики «эпидемия!» принялись бессовестно вздувать цены. И такая «модернизация», похоже, пойдёт по всей бюрократической цепочке.
* * *
А зачем тем избранным, у которых «всё есть», что-то менять? Это ничего, что Россия сегодня производит лишь 10 % собственной обуви (главным образом армейские сапоги, резиновую обувь и тапочки для покойников). Ведь избранные ходят в «шузах» из Италии. Это ничего, что на заводах устарело 70 % оборудования. Избранные не стоят за станком. Это ничего, что пригородный люд ездит на тех же электричках, на которых ездили их деды. Зато российский годовой оборот предметов роскоши достиг (несмотря на кризис) 5 млрд долларов, а в одном только Лондоне обосновались 300 тыс. тех, у кого «всё есть» и кому наплевать на то, какие в России дороги и чем там мажут сапоги. Да хоть дёгтем! Главное - дожить до следующего президентского послания. Сколько их там было с начала стройки капитализма? Кажется, шестнадцать?..
Правящая бюрократическая элита ничего не хочет менять.
Вячеслав КОСТИКОВ
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть