С чего все начиналось
…В 1971 году Минск стал городом-«миллионником». Конечно, еще не было привычных нам сегодня пробок, но транспортные проблемы разрастающейся белорусской столицы могло решить только строительство метрополитена.
Поэтому в 1973 году был разработан и утвержден проект строительства первой очереди Минского метрополитена – всего 8 станций: от «Института культуры» до «Московской».
5 мая
16 июня
Отделка первой станции - «Волгоградская» (первоначальное название станции «Московская») - началась уже в 1980 году. Кстати, именно в Минске был впервые применен поистине революционный метод – «стена в грунте», который позволял вести строительство рекордными темпами.
26 июня
Но город стремительно развивался. Изменений потребовало и минское метро. В 1986 году открывается станция метро «Восток». Специалисты уже тогда думали над проектом второй линии… Первые поезда повезли своих пассажиров от станции «Фрунзенская» до станции «Тракторный завод» 30 декабря
В 1995 году открылись станции «Молодежная» и «Пушкинская», через два года - третий участок второй линии: от «Тракторного завода» до станции «Автозаводская».
А вот строительство станции «Могилевская» растянулось на целых 7 лет – возводилась она в сложных условиях.
В 1996 году решено было протянуть «подземку» в самые отдаленные спальные районы в западной части Минска. Их связали с центром столицы три станции: «Спортивная», «Кунцевщина» и «Каменная горка».
В восточном направлении подземка была продлена на две станции: «Борисовский тракт» и «Уручье». Так метро вышло за МКАД белорусской столицы.
Минская «подземка» сегодня
Сегодня минский метрополитен – это 2 линии общей протяженностью
Надо отметить, что белорусское метро - мелкого заложения. Его глубина достигает всего
Все дело в сложных геологических условиях строительства. В Минске высокий уровень грунтовых вод, плотная городская застройка, насыщенная сеть инженерных коммуникаций. Это и диктует технологические нюансы. Станции строятся в котлованах с креплением металлическими или бетонными буронабивными сваями, а перегонные тоннели между ними прокладываются в основном закрытым способом с помощью немеханизированных проходческих щитов. Белорусские метростроевцы практически вручную разрабатывают грунт. Это очень трудная работа…
Что же касается безопасности, то и мелкое, и глубокое метро одинаково безопасны. Но для пассажира, конечно, удобнее мелкое метро: человеку не нужно ехать на длинных эскалаторах, чтобы попасть на станцию.
С каждым годом жителей столицы Беларуси становится все больше, город "обрастает" новыми микрорайонами. Горожане сетуют – две линии метро уже не справляются с растущим пассажиропотоком. Но Валерий Чеканов уверен, что минское метро еще не исчерпало своих возможностей. Обновленный метрополитен, в котором к 2030 году планируется построить еще две линии, рассчитан по мощности на 2 и более миллиона жителей .
Как станцию назовешь…
Название станций метрополитена определяет специальная комиссия по топонимике при Мингорисполкоме, которая использует различные принципы и подходы. Эта же комиссия дает имена улицам, микрорайонам и др. К примеру, свои названия станции «Грушевка», «Михалово», «Петровщина» получили от деревень, которые раньше были на этих местах. Станции первой линии созвучны с названиями площадей – «Площадь Якуба Коласа», «Площадь Победы».
А вот станция «Спортивная» первоначально должна была быть «Раковской» – по названию шоссе, которое ведет в сторону Ракова. Но резало слух нехорошее созвучие с названием заболевания. В это же время недалеко от станции построили спортивный комплекс. Так, за год до открытия пришлось не только переименовывать станцию, но и переделывать ее архитектурное оформление.
Лицом к пассажирам
Первую линию минского метрополитена оформляли представители различных архитектурных школ Беларуси. Несмотря на лаконичность и сдержанность, каждая станция является в своем роде произведением искусства.
В основе оформления новых станций метрополитена - функциональность, но при этом в каждой из них есть что-то уникальное.
Станции различаются прежде всего цветовым решением и пластикой подвесных потолков. Так как наименования станций нередко созвучны с названиями деревень, то и в интерьерах присутствует тема природы. В отделке преобладают гранит, мрамор, металлокерамика, полированная нержавеющая сталь. Важный нюанс - все выходы оборудуют навесами для защиты от непогоды.
Что дальше?
В перспективе минская подземка должна разрастись до 4-х линий. В ноябре уже принимают пассажиров новые станции «Грушевка», «Михалово» и «Петровщина». Через год на карте города должна появиться «Малиновка», а позднее «Щемыслица» - конечная станция первой линии метро юго-западного направления.
Сейчас разрабатывается обоснование инвестирования первого участка третьей линии от станции «Фрунзенская» до «Корженевского». Она свяжет Курасовщину и Зеленый луг. Уже в начале следующего года начнется ее строительство, а время сдачи в эксплуатацию намечено на 2017 год. Третья линия пройдет через центр города. Чтобы не сносить домов и коммуникаций, для работы необходимо приобрести новый механизированный проходческий щит, скорость которого достигает
Кстати, по словам Валерия Чеканова, сегодня скорость строительства метро в Минске вернулась к показателям Советского Союза – примерно километр в год.
После распада СССР стройка в Минске продолжалась. Правда, теперь в год выходило около 300-
А если брать во внимание тот факт, что техника уже устарела, это очень хорошая скорость, уверен собеседник.
Вообще, строительство метрополитена - это дорогое удовольствие. Так,
А вот популярного во многих странах мира наземного метро в Минске в ближайшей перспективе не будет. Как объяснил Валерий Чеканов, по санитарным нормам от рельса до ближайшего жилого здания должно быть
- Получается, что из городской черты надо выкинуть
Кроме всего прочего, чтобы все улицы пересекали метрополитен, на разных уровнях придется строить мосты, а для людей – пешеходные надземные или подземные переходы.
Интересные факты
Средняя скорость поезда в метро с учетом остановок –
Длина станции минского метрополитена -
В Минском метрополитене курсируют поезда российского производства (Санкт-Петербург и Мытищи). Создавать свое производство экономически невыгодно.
В «Минскметрострое» трудятся 1500 человек. В Москве в этой области трудятся 30 000 человек.
Скорость белорусских трамваев может достигнуть скорости метро
Минский метрополитен празднует свое тридцатилетие
Стало известно, какие станции метро заработают в Минске в 2020 году
Станцию минского метро «Площадь Ленина» ожидает реконструкция
Мы ехали, ехали… Зачем метро, если до него не добраться?
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть