С чего все начиналось
…В 1971 году Минск стал городом-«миллионником». Конечно, еще не было привычных нам сегодня пробок, но транспортные проблемы разрастающейся белорусской столицы могло решить только строительство метрополитена.
Поэтому в 1973 году был разработан и утвержден проект строительства первой очереди Минского метрополитена – всего 8 станций: от «Института культуры» до «Московской».
5 мая
16 июня
Отделка первой станции - «Волгоградская» (первоначальное название станции «Московская») - началась уже в 1980 году. Кстати, именно в Минске был впервые применен поистине революционный метод – «стена в грунте», который позволял вести строительство рекордными темпами.
26 июня
Но город стремительно развивался. Изменений потребовало и минское метро. В 1986 году открывается станция метро «Восток». Специалисты уже тогда думали над проектом второй линии… Первые поезда повезли своих пассажиров от станции «Фрунзенская» до станции «Тракторный завод» 30 декабря
В 1995 году открылись станции «Молодежная» и «Пушкинская», через два года - третий участок второй линии: от «Тракторного завода» до станции «Автозаводская».
А вот строительство станции «Могилевская» растянулось на целых 7 лет – возводилась она в сложных условиях.
В 1996 году решено было протянуть «подземку» в самые отдаленные спальные районы в западной части Минска. Их связали с центром столицы три станции: «Спортивная», «Кунцевщина» и «Каменная горка».
В восточном направлении подземка была продлена на две станции: «Борисовский тракт» и «Уручье». Так метро вышло за МКАД белорусской столицы.
Минская «подземка» сегодня
Сегодня минский метрополитен – это 2 линии общей протяженностью
Надо отметить, что белорусское метро - мелкого заложения. Его глубина достигает всего
Все дело в сложных геологических условиях строительства. В Минске высокий уровень грунтовых вод, плотная городская застройка, насыщенная сеть инженерных коммуникаций. Это и диктует технологические нюансы. Станции строятся в котлованах с креплением металлическими или бетонными буронабивными сваями, а перегонные тоннели между ними прокладываются в основном закрытым способом с помощью немеханизированных проходческих щитов. Белорусские метростроевцы практически вручную разрабатывают грунт. Это очень трудная работа…
Что же касается безопасности, то и мелкое, и глубокое метро одинаково безопасны. Но для пассажира, конечно, удобнее мелкое метро: человеку не нужно ехать на длинных эскалаторах, чтобы попасть на станцию.
С каждым годом жителей столицы Беларуси становится все больше, город "обрастает" новыми микрорайонами. Горожане сетуют – две линии метро уже не справляются с растущим пассажиропотоком. Но Валерий Чеканов уверен, что минское метро еще не исчерпало своих возможностей. Обновленный метрополитен, в котором к 2030 году планируется построить еще две линии, рассчитан по мощности на 2 и более миллиона жителей .
Как станцию назовешь…
Название станций метрополитена определяет специальная комиссия по топонимике при Мингорисполкоме, которая использует различные принципы и подходы. Эта же комиссия дает имена улицам, микрорайонам и др. К примеру, свои названия станции «Грушевка», «Михалово», «Петровщина» получили от деревень, которые раньше были на этих местах. Станции первой линии созвучны с названиями площадей – «Площадь Якуба Коласа», «Площадь Победы».
А вот станция «Спортивная» первоначально должна была быть «Раковской» – по названию шоссе, которое ведет в сторону Ракова. Но резало слух нехорошее созвучие с названием заболевания. В это же время недалеко от станции построили спортивный комплекс. Так, за год до открытия пришлось не только переименовывать станцию, но и переделывать ее архитектурное оформление.
Лицом к пассажирам
Первую линию минского метрополитена оформляли представители различных архитектурных школ Беларуси. Несмотря на лаконичность и сдержанность, каждая станция является в своем роде произведением искусства.
В основе оформления новых станций метрополитена - функциональность, но при этом в каждой из них есть что-то уникальное.
Станции различаются прежде всего цветовым решением и пластикой подвесных потолков. Так как наименования станций нередко созвучны с названиями деревень, то и в интерьерах присутствует тема природы. В отделке преобладают гранит, мрамор, металлокерамика, полированная нержавеющая сталь. Важный нюанс - все выходы оборудуют навесами для защиты от непогоды.
Что дальше?
В перспективе минская подземка должна разрастись до 4-х линий. В ноябре уже принимают пассажиров новые станции «Грушевка», «Михалово» и «Петровщина». Через год на карте города должна появиться «Малиновка», а позднее «Щемыслица» - конечная станция первой линии метро юго-западного направления.
Сейчас разрабатывается обоснование инвестирования первого участка третьей линии от станции «Фрунзенская» до «Корженевского». Она свяжет Курасовщину и Зеленый луг. Уже в начале следующего года начнется ее строительство, а время сдачи в эксплуатацию намечено на 2017 год. Третья линия пройдет через центр города. Чтобы не сносить домов и коммуникаций, для работы необходимо приобрести новый механизированный проходческий щит, скорость которого достигает
Кстати, по словам Валерия Чеканова, сегодня скорость строительства метро в Минске вернулась к показателям Советского Союза – примерно километр в год.
После распада СССР стройка в Минске продолжалась. Правда, теперь в год выходило около 300-
А если брать во внимание тот факт, что техника уже устарела, это очень хорошая скорость, уверен собеседник.
Вообще, строительство метрополитена - это дорогое удовольствие. Так,
А вот популярного во многих странах мира наземного метро в Минске в ближайшей перспективе не будет. Как объяснил Валерий Чеканов, по санитарным нормам от рельса до ближайшего жилого здания должно быть
- Получается, что из городской черты надо выкинуть
Кроме всего прочего, чтобы все улицы пересекали метрополитен, на разных уровнях придется строить мосты, а для людей – пешеходные надземные или подземные переходы.
Интересные факты
Средняя скорость поезда в метро с учетом остановок –
Длина станции минского метрополитена -
В Минском метрополитене курсируют поезда российского производства (Санкт-Петербург и Мытищи). Создавать свое производство экономически невыгодно.
В «Минскметрострое» трудятся 1500 человек. В Москве в этой области трудятся 30 000 человек.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть