20852

Чем гордился СССР. Художественная гимнастика - от рекорда к рекорду

№ 15 от 9 апреля 2014 года 09/04/2014

 

Художественная гимнастика - молодой вид спорта. На Олимпийских играх она дебютировала тридцать лет назад. И хотя традиционно сильнейшими в мире считались гимнастки из стран социалистического лагеря, эта олимпийская история началась с золотой медали канадки Лори Фанг, которую спортсменка завоевала в 1984 году.

Факт

Термин «гимнастика» происходит от греческих слов и означает, по одной версии, «упражняться», по второй – «голый». В древние времена в Греции были гимнастические залы, где культивировалось физическое воспитание. Была разработана специальная методика, которая строго выполнялась. В частности, солдат обучали посадке на коня и сопутствующим процедурам, которые необходимы для этого.

Это сформировало гимнастическую базу, которая с течением времени развивалась. В этот же период она вошла и в образовательную систему Греции. После присоединения к Римской империи гимнастика приняла другие формы.

Изображения гимнастов можно найти даже на древнеегипетских артефактах.

Советский Союз Игры того года бойкотировал в ответ на бойкот предыдущей Олимпиады со стороны США: «Считать нецелесообразным участие советских спортсменов в Олимпийских играх в Лос-Анджелесе из-за… развёрнутой в США антисоветской кампании…» - соответствующее постановление подписал генеральный секретарь ЦК КПСС Константин Черненко.

Все последующие Игры в личном первенстве выигрывали исключительно белоруски, россиянки и украинки.

В 1988 году победительницей в личном первенстве на ОИ в Сеуле стала представительница СССР белоруска Марина Лобач. Четыре года спустя - украинка Александра Тимошенко из Объединённой команды (официальное название команды, в которую входили спортсмены государств - бывших республик СССР на зимних и летних ОИ 1992 года). В 1996 году Екатерина Серебрянская, представлявшая украинскую сборную, взяла «золото». Затем чемпионками становились соответственно в 2000, 2004, 2008 и 2012 гг. Юлия Барсукова, Алина Кабаева и Евгения Канаева (дважды). Все - члены сборной России.

С 1996 года в программу Олимпийских игр добавили групповое многоборье. И здесь спортсменки СНГ были на высоте. За всё время российская сборная взяли 4 золотые и 1 бронзовую медали, белорусская - 2 серебряные и 1 бронзовую медали.

Стиль

Фактически белорусская, российская и украинская школы художественной гимнастики - продолжательницы традиций, заложенных в СССР.

15_34_05- Советская школа гимнастики выделялась интересными композициями, чистотой исполнения элементов, - вспоминает Марина ЛОБАЧ, старший тренер Республиканского центра Олимпийской подготовки, первая советская олимпийская чемпионка в художественной гимнастике. - При этом сборная СССР отличалась железной дисциплиной. В нашем виде спорта вообще всё жёстко и строго. Помнится, после выступления на Олимпийских играх я пришла на тренировку. Тренер Галина Александровна сделала мне внушение: мол, сюда приходят работать, а не прохлаждаться. И добавила: «Все, не исключая олимпийских чемпионов».

Как тогда, так и сейчас мы впереди благодаря правильной работе тренеров, гимнасток. Дело в любви к спорту, в сложившемся коллективе, который просто не умеет работать плохо.

После Лобач белорускам в индивидуальных упражнениях на Олимпийских играх не удавалось взять медаль высшей пробы, зато в 2000 году на ОИ в Сиднее «серебро» досталось нашей Юлии Раскиной, в 2008 году серебряная медаль Пекина покорилась белоруске Инне Жуковой, наконец, на последних летних ОИ в Лондоне белоруске Любови Черкашиной удалось завоевать «бронзу».

15_34_02Успехи белорусской художественной гимнастики, по мнению Анастасии ИВАНЬКОВОЙ, призёра Олимпийских игр в групповых упражнениях по этому виду спорта, обусловлены неповторимым стилем работы телом и с предметом:

- Белорусская школа очень долго и упорно пробивалась на вершину. Сейчас каждая спортсменка знает это и не может допустить, чтобы наша страна стала хоть где-то чуть-чуть хуже, чем раньше. У нас работают очень много одарённых и заслуженных тренеров, которые из года в год обеспечивают высокий результат. Все они - в прошлом знаменитые гимнастки - хорошо помнят свои ошибки и пытаются не повторять их в работе со своими ученицами. Конечно, очень сильно на результат влияет конкуренция, которая с каждым годом всё сильнее в нашем спорте.

- В то же время грани стираются, - продолжает Марина Лобач. - Много тренеров - русских, белорусов, украинцев - работают за рубежом. Ни в одной стране мира не было бы гимнастики, если бы не эти люди. В некоторых странах, например, Израиле, Азербайджане, сейчас активно занялись развитием нашего вида спорта. Азербайджан строит невероятные спортивные комплексы, намеревается провести в следующем году Европейские игры. Первые места завоёвывать всё сложнее. Когда мы стоим на пьедестале, у нас каждый раз слёзы на глазах, потому что победа даётся нелегко. Зрители привыкли, что мы получаем награды, а они даются с таким боем, с таким нервным срывом, что понять это просто невозможно. Надо быть рядом и чувствовать.

15_34_08
В 1988 году победительницей в личном первенстве на ОИ в Сеуле стала представительница СССР белоруска Марина Лобач.

Тренировки

- Марина, спорт развивается. Можно ли сказать, что белорусским гимнасткам приходится сложнее, чем советским: тренироваться, выступать, завоёвывать медали?..

- Конечно, сейчас детям сложнее. Прошло ведь тридцать лет. Изменились и нагрузки, и количество элементов, которые нужно выполнять на тренировке. Осталось прежним только расписание самих тренировок.

Каждые четыре года в художественной гимнастике меняются правила соревнований, судейства. Было время, когда спортсменкам приходилось исполнять 18 элементов трудности, и всё это - стоя на одной ноге. Сейчас уже другая гимнастика, мы возвращаемся к тому, что было много лет назад: больше пластики, движений, интересных танцевальных шагов. Задача - показать себя в упражнении, понравиться зрителям, судьям. Мы немного вернулись в прошлое, но в то же время шагнули вперёд в плане работы с предметами. В своё время таких интересных элементов, как сейчас, мы не делали.

- В художественной гимнастике работают с пятью предметами: булавами, мячом, лентой, обручем и скакалкой. К какому возрасту спортсменка осваивает их все?

- Уже к 11-12 годам. Девочка в этом возрасте должна уметь работать со всеми пятью видами. Современные дети, к слову, осваивают быстрее. К десяти годам я только обучилась работе с третьим предметом - мячом. Ещё оставались булавы и лента.

Раньше в Международной федерации гимнастики было правило: каждые два года один из пяти предметов не участвовал в соревнованиях. Например, исключали обруч, затем - ленту и т.д. Сейчас в связи с тем, что телевидению не нравится снимать элементы со скакалкой, упражнения с нею убрали из взрослой программы.

- Возможно ли, что со временем добавят новый предмет?

- Недавно собирались ввести вид программы с двумя предметами, но отказались. Выяснилось, недостаточно артистично, да и зрелище в целом больше напоминало цирк.

- Какой предмет считается самым сложным в работе?

- Это индивидуально. Иногда на тренировках труднее всего работать с одним предметом, а выступать с ним, напротив, оказывается легко. У меня так было с лентой.

15_34_09Инвентарь

- Где в СССР проходили сборы?

- Чаще всего - в Москве, Новогорске, Подольске. Летние сборы были в Сухуми, на море. В Беларуси тренировались в спортивных комплексах Раубичи, Стайки.

- Испытывали нехватку инвентаря?

- Таких предметов, как сейчас, конечно, не было. Приходилось изощряться на соревнованиях, обмениваться. Например, в то время ленты для выступлений были однотипными, их не красили. Зато в СССР продавались ленточки разных цветов. Они стоили пятнадцать копеек за метр. Иностранцы ими очень интересовались. Не только из-за цвета. Какое-то время я выступала на входящем в моду ковровом покрытии. До этого - на паркете. Западные ленточки были синтетические, они прилипали к ковру, и с ними было очень сложно работать.

Мы покупали ленты и обменивали, например, на японские и немецкие мячи. У нас были обычные резиновые мячи, с которых мы наждачной бумагой стирали пупырышки. Некоторые даже красили лаком. Большой удачей считалось достать западный купальник. Они были эластичными, красивыми, в них было очень удобно. У нас таких не шили, а те, что были, делались двух цветов - чёрного и белого.

- На старых советских фото часто можно увидеть гимнасток босиком…

- У нас были выкройки, сами себе шили получешки. Хотя мне, например, было неудобно в этих тапочках, мешали резинки. Само ощущение тапочки было некомфортным. Поэтому я выступала босиком. Но делать вращения босиком на ковре - это значит изранить в кровь подошвы.

- Известны случаи, когда недобросовестные гимнастки на соревнованиях подрезали соперницам ленты.

- И ленты подрезали, и мячи прокалывали. Сейчас такого уже нет, но во времена СССР было. Мне, к счастью, такого никто не делал. Хотя поломки инвентаря случались. В частности, были проблемы с обручами. Их делали из дерева, а это такой материал, из которого сложно сделать несколько идентичных предметов. Когда у меня сломался болгарский обруч, пришлось взять запасной, а он уже отличался - плоскость не такая. Приходилось приспосабливаться.

После спорта

Художественная гимнастика закаляет не хуже занятий единоборствами.  Этот вид спорта, как никакой другой, отсеивает слабохарактерных и мягкотелых, при этом гимнастки отличаются выносливостью, силой воли, но и пластикой, женственностью.

15_34_06Спортивный век гимнасток короток. К 22-23 годам большинство спортсменок задумываются о завершении карьеры. Как устраивают свою жизнь грации, «АиФ» поинтересовался у «бронзового» призера Олимпийских игр 2012 года по художественной гимнастике Любови ЧЕРКАШИНОЙ.

- Где найти себя спортсмену после завершения карьеры - зависит от личности. Можно двадцать лет заниматься спортом, потом уйти в бизнес. Некоторые гимнастки так и поступают. Спортсменке открыта дорога в различные танцевальные шоу. Этот путь для себя избрала, например, Юлия Раскина. Цирковое искусство, тренерская работа довершают перечень основных направлений, в которых чаще всего реализуют себя гимнастки. Очень важно при этом, чего удалось добиться за время карьеры.

Какое-то время спортсменка, находящаяся на пике популярности, может зарабатывать на мастер-классах. Правда, это едва ли можно назвать постоянным заработком. На квартиру точно не заработаешь, но на жизнь - можно. И то - пока твоё имя на слуху.

- Гимнастика никогда не была денежным видом спорта, - утверждает Марина Лобач. - Мы на себе не зарабатываем. Для сравнения: чтобы провести чемпионат мира по футболу или хоккею, соответствующая федерация  выделяет проводящей стороне средства. В художественной гимнастике - наоборот, страна-организатор, должна заплатить Федерации. В том числе за работу судей. Мы здесь все - на энтузиазме, желании… Так и живём.

После спорта найти свою нишу сложно. Нужно для начала задаться вопросом, чем хочешь заниматься. Первое время после выступления на Олимпиаде вообще не хотелось приходить в зал. Слишком много времени и сил было отдано тренировкам. А в зале нельзя просто так находиться. Если пришёл, надо работать, выкладываться. Сначала я работала государственным тренером. Потом поняла, что это не для меня: не люблю бумажную работу, мне не нравится доказывать словами и на бумаге, что надо то или это. Я - творческий человек, мне надо пофантазировать, придумать… Я могу найти решение, которое будет красивым. Поэтому решила продолжить карьеру.

Дворец

- Марина, гимнастки часто жалуются на недостаток места для тренировок. Не секрет: топовые белорусские спортсменки и малыши занимаются в одном помещении. При этом могут одновременно играть несколько магнитофонов - попробуй разбери в общем шуме «свою» мелодию!

- Эта проблема есть, и она серьёзная. Иногда даже не хочется приходить на работу, потому что наш вид предполагает работу на ковре двух-трёх гимнасток, а не двадцати-тридцати одновременно. Надо увидеть каждую мелочь, понять, как выглядит движение. Чтобы поставить элемент, надо слышать музыку, иначе он не получится красиво. Здесь очень много мелочей, которые надо осознавать в тишине, чтобы не мелькало перед глазами двести человек.

15_34_04- Марина в своё время тренировалась в одном зале с фехтовальщиками, - вспоминает Виктория КУШНИР, старший тренер по развитию художественной гимнастики. - В одной половине зала занималась гимнастка, в другой - олимпийский чемпион по фехтованию Александр Романьков. В 1997 году у гимнасток появился свой зал на полторы площадки. Когда своими результатами мы доказали профессионализм, у нас появились ещё две с половиной площадки. При этом только для тренировок национальной команды их нужно четыре. Потом открылась школа «Динамо», пришло больше девушек, и мы вновь оказались в тесноте. Сейчас в столице строится Дворец художественной гимнастики. Его сдача планируется к 2015 году. Это должно решить вопрос.

- Проблема нехватки места была актуальна всегда, но раньше было меньше занимающихся, - говорит Марина Лобач. - Хорошо, хоть наш вид спорта стал привлекательным. Много детей приходят заниматься. Есть из кого выбирать в сборную.

У нас есть дети, которые скрывают свои травмы. У спортсменки нога болит, а она принимает обезболивающее и выступает. Потому что тренировалась, готовилась, хочет показать, что умеет. Очень мало таких, кто сядет в стороне и скажет: «У меня всё болит, я ничего не хочу».

- Сложно ли удерживать наших гимнасток в Беларуси? Сейчас, кажется, вошло в моду переманивание спортсменок.

- У нас не такая большая страна, чтобы мы могли раздавать своих гимнасток, свои таланты. Беларусь даёт достаточно много, чтобы нашим девушкам было интересно выступать за нашу страну, но для этого надо показывать результат.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно