24148

Выгодно ли приобретать готовый бизнес в Беларуси?

№ 10 от 5 марта 2014 года 05/03/2014

 

Алексей РЕВОТЮК, директор частного предприятия «РеалБосс», занимающегося в том числе продажей готовых бизнесов, рассказал, что сегодня особенной популярностью у покупателей пользуется готовый бизнес стоимостью до 50 000 долларов. Общее число предложений на сегодняшний день колеблется в районе 1700.

- В этом сегменте много предложений, но достаточно часто стараются продать нерентабельный бизнес, выдавая его за рентабельный, - разъясняет эксперт. - Обычно так бывает, когда при построении бизнеса совершаются стратегические ошибки. Как избежать проблем? Нужно правильно ставить цели и считать деньги перед тем, как осуществить покупку. Иначе один и тот же бизнес можно постоянно перепродавать. Нередко продавцы бизнеса, обращающиеся к нам, пытаются что-то скрыть, например, информацию о повышении аренды, но потом это играет против них.

Алексей Ревотюк отметил, что, покупая готовый бизнес, только консервативно мыслящие предприниматели сосредоточиваются на материальных активах. Те же, кто идет в ногу со временем, больше внимания уделяют состоянию и степени развития нематериальных активов, четко выстроенным бизнес-процессам.

По сценарию

О плюсах и минусах покупки франшизы рассказала руководитель компании «Белфранчайзинг» Ольга ЛЕОНТЬЕВА:

- При продаже франшизы продаются имя, выстроенные бизнес-процессы, принципы работы, а не материальные активы. Готовая бизнес-модель, приобретенная по франшизе, как правило, прозрачная.

Безусловно, недостатки у такой сделки тоже есть. Для продавца это возможная незащищенность тех активов, которые он передает в пользование партнеру на основании договора. Главная задача здесь - найти именно такого партнера, с которым можно будет сотрудничать долгое время. При этом передаваемый лицензионный комплекс должен быть защищен таким образом, чтобы  не случилось злоупотреблений им во время договорного периода и чтобы бренд не использовался после расторжения договора.

Для покупателя же главный риск заключается в том, что часто он, желая заниматься бизнесом, не может оценить свои способности и желание работать под контролем в рамках строго выстроенных режимов. Человеком движет желание реализовать свое творческое начало, а ему начинают говорить, как себя вести, - бывает, в таких случаях внутренний протест приводит к нарушению условий франшизы, обязательств и т.д.

- Конечно, есть и некачественые франшизы: где представлена не совсем реальная экономическая модель или передается не опыт, а какие-то мысли, идеи. Правда, для белорусского рынка это не так актуально, - отметила Ольга Леонтьева. - Зрелость франчайзингового рынка определяется наличием как раз таких франшиз, но у нас это не носит массового характера.

Еще одна из причин неразвитости франчайзинга в Беларуси - низкая скорость принятия решений. Это притом что покупка франшизы изначально относится к отложенным сделкам, когда процесс переговоров может длиться до полугода.

Почему не хотят?

Ольга Леонтьева коснулась и такой важной темы, как нежелание многих брендов приходить на белорусский рынок:

- Не так давно мы вели переговоры о приходе в Беларусь ряда брендов. Зарубежные представители традиционно говорили об отсутствии необходимых торговых и производственных площадей, низкой, по их оценкам, покупательской способности, высоких политических и экономических рисках. В итоге, когда они приехали в Беларусь, мы провели для них экскурсию по открывшимся и возводящимся торговым центрам, и они были удивлены. Когда же нам говорят о низкой покупательской способности, мы приводим данные о потоках в Литву и Польшу: при наличии в Беларуси известных брендов с единой ценовой политикой вполне реально повернуть эти потоки обратно. Кстати, те переговоры завершились удачно. Однако есть компании, на которые никакие доводы не действуют, и они не включают Беларусь в сферу своих интересов.

Кто, что и у кого покупает?

Прежде чем совершить покупку бизнеса целиком или в виде отдельных активов, управляющий партнер юридической фирмы GLIMSTEDT Виталий КАЧЕЛЯ советует ответить на следующие вопросы: «Кто покупает? У кого покупает? Что покупает?»

- Отвечая на первый вопрос, можно определить два типа покупателей: резиденты Беларуси и нерезиденты. Как бы парадоксально ни звучало, но нерезидент защищен гораздо больше, чем резидент, - отметил Виталий Качеля. - Беларусь имеет  соглашения более чем с 40 иностранными государствами о взаимной защите инвестиций. Это двусторонние соглашения, которые заключаются в индивидуальном порядке с разными странами и стоят над национальным законодательством. Если права иностранного инвестора будут нарушены, его защитят стабильные международные соглашения, которые предусматривают обращение в международные арбитражные суды. У резидентов Беларуси этой возможности нет. Поэтому, чтобы обезопасить себя, мы рекомендуем нашим клиентам - белорусским инвесторам - открыть компанию в какой-нибудь из соседних стран, например, в Литве. И через нее приобретать собственность в Беларуси.

Что касается второго вопроса: «У кого покупать - у частного продавца или государства?», то, как отметил юрист,  покупка у государства традиционно ассоциируется с наибольшими рисками:

- Удобной схемой работы является получение полных прав на земельный участок - реализация так называемого проекта «Зеленого поля». Далее можно построить на нем любые необходимые площади, а затем реализовать инвестпроект. Соответственно, так у государства не покупается ничего.  Максимум, что может произойти, - государство национализирует или экспроприирует проект, но и здесь включается международное законодательство, которое предусматривает  полную компенсацию.

Мы не всегда рекомендуем своим клиентам покупать госбизнес. Да, золотую акцию отменили, но в июле 2014 года ожидается принятие закона о «Внесении изменений в Закон о разгосударствлении и приватизации». В соответствии с ним представители местных исполнительных комитетов могут осуществлять функции  владельческого контроля и даже отменять решения собственников.

Относительно объекта покупки Виталий Качеля предостерег: покупая бизнес целиком, вы приобретаете его со всей историей компании, вместе с многочисленными и самыми неожиданными «скелетами в шкафу». И очень важно, чтобы при любой покупке проводилась полная юридическая проверка.

В ТЕМУ

Традиционно в регионах люди, занимающиеся бизнесом, чаще сталкиваются с различными проблемами. Директор Белорусского союза предпринимателей Тамара ЧЕХОВСКАЯ отметила, что, к сожалению, органы местной власти попросту не знают, как действовать, и из-за этого возникает много проблем:

- Показательно, что сегодня многие научились цивилизованно вести диалог с представителями бизнеса, но все-таки в регионах, в маленьких городках с предпринимателями разговаривать не особо хотят. Поэтому часто поступают звонки от людей, которые год проработали, а дальше не хотят - слишком сложно. Еще одна тенденция - дети не хотят продолжать дело родителей, насмотревшись на их мытарства. Вот и возникает вопрос: «Что делать с этим бизнесом?..»

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно