41

Работа мечты. Как подростку создать профессиональную «базу»

"Аргументы и факты" в Беларуси № 18. С Днем Победы! 06/05/2025

Накануне вступительной кампании как никогда актуален вопрос: «Кем быть?» Психолог и профориентолог Екатерина ХМАРА рассказывает, как выбрать профессию.

– На выбор будущей профессии влияют несколько факторов. Во-первых, это семейная традиция. Часто профессия ребёнка предопределена профессиями родителей, бабушек-дедушек. Плюсы такого выбора – ребёнок изначально растёт в профессиональной среде, с детства знакомится с особенностями «семейного дела».

Во-вторых, это мечта самого ребёнка. Многие дети довольно рано начинают осознавать, чем им нравится заниматься. Это выбор в зоне комфорта ребёнка – ведь если он любит спорт и при этом поступает на тренера, то у него все шансы быть счастливым в жизни и в профессии. Замечательно, когда родители и школа видят «настройку» ребёнка и помогают его таланту развиться.

И конечно, на выбор могут влиять социум, друзья, медиа. «Все пошли, и я пошёл». Есть и так называемые модные профессии, востребованные именно сегодня. Хорошая сторона такого выбора – друзья или медийные персонажи «уже прошли этот путь», они являются ролевой моделью, ребёнок ориентируется на них, тянется к их успеху.

– Но есть и минусы каждого выбора.

– Конечно. И главный минус – это когда за ребёнка решают его судьбу, не считаясь с его данными и мнением. Родители могут думать, например, что юристом быть лучше, чем художником. Они ориентируются на свой житейский опыт, который вполне оправдан, но он не учитывает склонностей ребёнка. Может так случиться, что юрист-выпускник просто отдаст «корочку» родителям, а сам ни дня не будет работать по специальности. Либо будет несчастен на этой работе.

Также родители могут реализовывать свои амбиции через детей. У мамы не получилось стать балериной? Значит, дочка обязана стать…

Также вряд ли можно назвать удачным выбор профессии по принципу «популярно или непопулярно».  Надо всегда чётко понимать, где выбор самого ребёнка, а где – выбор за него.

ОПЫТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

– А если ребёнок ничего не хочет?

– Важно понимать, что сегодняшние подростки – больше дети, чем мы в их возрасте. Надо терпеливо учить их самостоятельности. Знакомить с профессиями. Рассказывать о своём опыте, опыте друзей, показывать примеры людей, которые счастливы в своей реализации, предлагать попробовать разные занятия – без обвинений, сравнений, обесценивания успехов.

– А подросток скажет, что через 5 лет всё равно половина этих профессий отомрёт.

– Здесь важно закладывать мысль, что сейчас – лучшее время для получения базового опыта и знаний. Другого такого не будет. Через пять лет подросток уже, возможно, будет иметь семью или кредит на недвижимость. Да, в наше время сложно представить себе профессию на всю жизнь – переучиваться, «прокачиваться» придётся всегда. Но одно дело – дополнять знания, а другое – получать базовый навык.

Обучение профессиональным азам в подростковом возрасте – это гармоничный период взросления человека и профессионала. Да, мы не обучим будущего банкира банковскому делу на 100%. Он потом придёт в банк и доучится сам по новейшим программам. Но его, имеющего опыт ответственности и базовое образование, наймут куда охотнее.

Начните с простого. Пусть даже это будет не совсем профессия мечты, но если сама деятельность не вызовет у подростка неприязни, если он будет в состоянии освоить навык без стресса, то это уже будет шаг в нужном направлении. Дальше сама жизнь подскажет, куда двигаться. Да и профориентологи всегда готовы помочь. Для этого у них есть все необходимые тесты и программы.

НА СТЫКЕ ПРОФЕССИЙ

– Но как же быть с профессиями, которые через 5 лет исчезнут? Ведь кто-то выберет их уже этим летом…

– Не бояться. ИИ никогда не заменит живого художника – у него нет той души и энергии. Кузнецы не вымерли – они и сегодня создают авторские шедевры. Да, мир стремительно меняется, скорее всего, через 5 лет образование будет ещё более «гибридным», на стыке многих профессий. Но точно будут востребованы такие качества, как самостоятельность, ответственность, креативность, коммуникабельность. Вот их и развивайте.

Лично я освоила более 25 профессий, получила 4 образования – гуманитарное, культурологическое, экономическое и психологическое. Работала и уборщицей, и автором по написанию магистерских работ. И то, чем я сегодня занимаюсь, помогая детям и взрослым искать свой профессиональный путь, – результат в том числе и этого обширного опыта.

Время требует от нас быть гибкими, иметь навыки выживания в разных условиях. Чем больше я умею, тем спокойнее смотрю в будущее.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно