35787

Может ли жилищно-коммунальная система быть прозрачной для белорусских граждан?

№ 24 от 16 июня 2010 года 16/06/2010

В свою очередь, пассивная позиция не стимулирует ЖЭСы раскрывать список того, что входит в техническое обслуживание. К такому выводу пришли участники круглого стола «Прозрачность работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства», который прошел в пресс-центре «АиФ».

УЧАСТНИКИ:
24_42_kolosov Михаил КОЛОСОВ, начальник отдела эксплуатации жилого фонда Министерства жилищно-коммунального хозяйства Беларуси
24_42_kuzmitch Алексей КУЗЬМИЧ, депутат Палаты представителей РБ, член Постоянной комиссии по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации
24_42_kukso Виктория КУКСО, прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Генеральной прокуратуры
24_42_kalenov Геннадий КАЛЁНОВ, главный инженер товарищества собственников «Очаг», Минск
24_42_panov Сергей ПАНОВ, председатель жилищно-строительного кооператива №5 г. Витебска

Хозяева улицы

  • - Михаил Михайлович, насколько сегодня прозрачна работа предприятий вашего министерства?

М. Колосов: - Сегодня существуют общественные рычаги, которыми можно влиять на деятельность государственных жилищных организаций. И Программа развития жилищно-коммунального хозяйства (одно из направлений демонополизации жилищно-коммунального хозяйства), и Концепция развития системы ЖКХ до 2015 года - предусматривают создание конкурсности в работе, участие общественности в работе предприятий ЖКХ. Относится к общественным рычагам и Закон «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг».

Сегодня наши граждане могут по своей инициативе выходить с проверками выполнения договорных обязательств жилищными организациями. Объединившись, экономисты, юристы и технические работники имеют право проверять как свой дом, так и другие. Не нравится, как работает ЖЭС, объединяйтесь, приходите и спрашивайте: где график, план, какие затраты идут на дом?

Попасть к специалистам жилорганизаций и решить свои вопросы можно: у руководителей есть часы приема. Мастера работают на своих участках - к ним тоже можно подойти.

А. Кузьмич: - Михаил Колосов говорит о том, что возможно. Другой вопрос - кому это необходимо? Нужна ли сегодня прозрачность работы ЖЭСа жильцу дома, который 5-10 лет назад приватизировал свою «коробку», но не знает, что лестничная клетка - это его, входные двери в подъезд - тоже его. Он полагает, что дальше входной двери в квартиру ему ничего не принадлежит. И сложилось мнение, что дворовая территория, которую обслуживает ЖКХ, не принадлежит жильцу. А поэтому соседу, чья собака справляет нужду в песочницу, или соседу, который припарковался на газоне, никто ничего не скажет, потому что песочница и газон в сознании людей принадлежит ЖКХ.

Немецкий опыт

- А закрытость сферы, по-вашему, существует?

А. Кузьмич: - Естественно, она возникает из-за неинформирования жильцов. Чтобы знать, что государство делает, нужно на подъездах вывешивать списки выполненных жилищными организациями работ. Если, скажем, трава не скошена, то вычеркните этот пункт из списка и верните деньги. Это входит в оплату услуг ЖКХ, но никто не задается вопросом, что входит в обязанности ЖЭСа. И вопрос надо ставить не о прозрачности, а о выполнении работ, которые ЖЭС выполнять обязан. В любом расчетном центре можно получить перечень того, что должен выполнять ЖЭС по обслуживанию дома. Но как узнать, что из этих услуг действительно выполняется?..

Г. Калёнов: - Систему отчетности ЖЭСов перед населением можно позаимствовать у Германии. Там каждый собственник и арендатор получает годовой отчет - очень простой документ, в котором важны две цифры: баланс на начало года и на конец. И если управляющая компания, не важно, какого вида собственности, в течение шести месяцев не представила отчет собственнику и в течение 12 месяцев - арендатору, она может быть закрыта.

- Так, может, стоит привить в Беларуси немецкий опыт?

Г. Калёнов: - Похожее законодательство в Беларуси уже действует в отношении товариществ собственников (ТС). Согласно действующему в Беларуси законодательству (типовой устав ТС, утверждённый постановлением Совета министров), предоставление отчёта членам ТС является обязательным. Сегодня товарищества собственников - единственные организации, которые используют практику немецких управляющих компаний в части отчётности. Наш финансовый отчет даже более подробный, чем немецкий. В него включены все платежи постатейно, и отражаются они помесячно. Отчет составляется так, чтобы жилец мог разобраться в нем самостоятельно либо с помощью бухгалтера. Наши государственные организации жилищно-коммунального хозяйства могли бы представлять более простой годовой отчет, по примеру немецкого, и адресовать его каждому собственнику квартиры либо арендатору, скажем, на обратной стороне извещения на оплату.

Когда-то в парламенте поднимался вопрос: почему строка «техобслуживание» в квитанциях об оплате не расшифровывается? Вопрос правильный: если вместо одной строчки в извещении об оплате жильцы получат семь отдельных позиций (санитарная уборка, текущий ремонт и др.), они увидят, что сколько стоит. В том числе и сколько стоит работа администрации ЖЭСа, которая включается в оплату. Тогда и можно будет судить об исполнении отдельных услуг. Такая отчетность позволит установить доверительные отношения между потребителями и поставщиками услуг. И сделать это совсем несложно. Современная программа «1С: Бухгалтерия» предусматривает такую функцию, как формирование отчета. И бухгалтеру нужно только нажать кнопку программы, чтобы сформировать отчет.

Нужна ли прозрачность?

В. Куксо: - Сколько сегодня потребителей ЖКУ, которые обращаются по поводу отсутствия информации об оплате за услуги? Ведется ли такая статистика в министерстве ЖКХ? Если мы говорим о необходимости представления более расширенной информации: для этого нужно основание: жалобы потребителей ЖКУ на отсутствие этой информации. В связи с тем, что такие обращения не поступают, и винить министерство в том, что оно не информирует население, с моей точки зрения, некорректно.

  • - Участвует ли генпрокуратура в отслеживании работы жилищно-коммунальных служб?

В. Куксо: - Прежде чем обращаться в органы прокуратуры, стоит помнить о государственном контроле. У любой госорганизации в том числе и эксплуатационной, есть вышестоящий орган, который при поступлении заявления придет и проверит. Если поступило обращение о том, что, допустим, деньги были заплачены, а работы не проведены, то со стороны должностных лиц вышестоящией организации в обязательном порядке будет проведена проверка сверху. Я не думаю, что должностные лица жилищно-эксплуатационных служба повсеместно безответственно относятся к своим обязанностям. Если в ТС отчитываются перед своими членами, то призводственная дисциплина ЖЭСов находится под контролем значительного количества госорганов, в том числе и правоохранительных. Поэтому не стоит утверждать, что госорганизации, в которых есть недостатки в работе, нельзя проконтролировать.

М.Колосов: - В Законе «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» предусмотрено, что если отопление не той температуры, в подъезде не убрано, то в установленном порядке можно потребовать, и деньги вам вернут.

А.Кузьмич: - Но вот живой пример. Приходит женщина в ЖЭС и говорит: холодно в квартире. Ей объясняют: заклеивайте окна. Это было несколько лет, когда зимы были мягкие. А в этом году ударили морозы, у нее в квартире проверили температуру… и тихонько сделали перерасчет. Подобное неисполнение обязанностей в ЖЭСах стало нормальным явлением.

М.Колосов: - По закону жилец имеет право потребовать выполнения услуги, если она не оказывается. Другое дело, что из-за своей занятости потребители ЖКУ не обращают внимания, выполняют ли услугу.

Перегибы

  • - Отличаются ли принципы работы в ЖСК?

С.Панов: - Когда я взял в управление свой дом, то всю систему - судебную, прокурорскую, правоохранительную - пропустил через себя. И могу сказать, что система жилищно-коммунального хозяйства, в частности в Витебске, не то что непрозрачна, она неподконтрольна и неподсудна.

Из-за непрозрачности нынешней системы ЖКХ возникают дикие ситуации. Сегодня в нашем доме проводится тепловая реновация. Без собственника - ЖСК - объявили тендер. Инспекция стройнадзора установила факт самовольного строительства, отсутствие регистрации объекта строительства, прохождение экспертизы проекта и материалов. Прекращать добровольно противоправные деяния ЖРЭТ отказался. Еще один скрытый факт - на баланс ЖРЭТа поставили всю «внутрянку» нашего дома на сумму 250 млн руб. А сделано это для того, чтобы к нашему дому, который стоит на транзитных сетях, подключить третьих лиц, платить за которых будем мы. Милиция проверила факты, и они подтвердились.

Еще пример. Суд принял решение об отказе в перерасчете за неоказанные услуги, объяснив это тем, что ЖРЭТ недофинансируется из бюджета, а поэтому услуга не оказывается. Я прошел кассационную и надзорную инстанции, направил обращение в Генпрокуратуру. Решение суда оставили без изменения. Но в финотделе Витебского горисполкома мне ответили, что финансировании ЖРЭТа было в полном объеме.

То есть я хочу сказать,  что ТС и ЖСК не прощается то, что прощается государственным предприятиям ЖКХ.

  • - Какую позицию в таких ситуациях занимает прокуратура?

В. Куксо: - Закон РБ «О прокуратуре Республики Беларусь» возлагает на прокуроров надзор за исполнением законодательства в том числе государственными органами, подчиненными правительству. Надо понимать, что прокурор не будет стоять возле каждого дома и следить за тем, правильно ли выложена дорожка, не течет ли кровля. Он не наделен такими полномочиями. Прокуроры надзирают за теми органами, на которые возложен контроль за использованием и содержанием жилищного фонда. Да, к нам поступает значительное количество обращений о ненадлежащей работе ЖЭСов. Но в стране существует законодательно определенный порядок рассмотрения таких заявлений: если возникла какая-то проблема, то вы должны обратиться в ЖЭС.  Если ваша жалоба удовлетворена ненадлежащим образом, обращайтесь в вышестоящую организацию.

А. Кузьмич: - А почему не в суд?

В. Куксо: - По законодательству решения, принятые по обращениям о ненадлежащем рассмотрении, могут в том числе быть обжалованы в суде. Однако большинство граждан пытается уйти от судебного разрешения спора, они все-таки добиваются проверок со стороны прокуратуры. Но нельзя сегодня взвалить на органы прокуратуры функции, которые им не свойственны.

Подомовой учет

А. Кузьмич: - Хотел бы вернуться к теме информирования. Мы должны заинтересовать народ, как это делает ТС, чтобы потребитель осознал: все вокруг его дома - это его территория. Его нельзя иначе вовлечь, кроме как дать открытую информацию. Что должно делаться, известно, а что на самом деле выполняется - такой отчетности нет. У нас делается все, чтобы не привлекать жильца к участию в работе ЖЭСа.

М. Колосов: - Мы работаем в рамках законодательства. Я уже говорил, что у нас можно создавать группы, которые проверят работу ЖЭСа. Подомового учета у нас пока нет, но в ТС и ЖСК он ведется.

Г. Калёнов: - А в Гомеле ведется подомовой учет и в ЖЭСах.

М. Колосов: - Да, в качестве эксперимента в двух районах Гомеля он ведется. Определенные моменты о домовом учете прописаны и в новом Жилищном кодексе.

Штрафами по безразличию

Г. Калёнов: - Действительно, у ТС сегодня возможностей намного больше, потому что ЖЭСы ограничены рамками подведомственных инструкций. Я бы в их огород камень не бросал, я знаю, как там сложно. У нас, если собственник делает ремонт квартиры и намусорил в лифте, ему предлагают в течение четырех часов убрать строительный мусор самостоятельно. Если он этого не делает, вызывают уборщицу, она убирает, а тому, кто намусорил - штраф в две базовые величины, которые включаются в извещение об оплате. Этот порядок прописан в договорах с каждым членом ТС и работает великолепно. Но сделать подобное в ЖЭСе сегодня невозможно. Там могут только составить акт об административном правонарушении и через суд возместить убытки. Но это такая долгая процедура, а заниматься этим некому.

С. Панов: - Как член общественного совета при Витебском облисполкоме хотел бы поднять следующие вопросы. Нас, членов ЖСК, призывают зарабатывать деньги на свои дома. Но зачем у людей, когда они находят способ заработка, эти деньги забирают через налоги? Вот сдается в аренду подвал или другое помещение, зарабатывают на этом деньги и используют их только на свое домовладение. Зачем тогда налоговая забирает часть этих средств, чтобы потом вернуть в качестве дотаций? А в финотделе говорят: если ЖСК будет сдавать в аренду помещения, дотации мы не получим.

М. Колосов: - Подобное пользование дотациями у нас установило законодательство. И около 40% товариществ дотаций сегодня не получают. Это в основном ТС в новых домах, где расходы на обслуживание меньше.

С. Панов: - Еще один вопрос о безответственности чиновников. Приняли у нас закон «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг». А за нарушение закона ничего не предусмотрено. Раньше была статья в УК РБ 425 часть 1 «Бездействие должностного лица». Ее убрали, а оставили только часть 2-ю, где при нарушении прав потребителей чиновнику нужно доказать личную корыстную заинтересованность. И теперь, если человек не хочет выполнять свои обязанности, прокуратура не может привлечь его к ответственности, потому что закон этого не предусматривает.

Нужен совет?

  •  - Учитывая предложения, которые мы сегодня услышали и которые еще вносит общественность, может, имеет смысл создать общественный совет при Министерстве ЖКХ?

М. Колосов: - На уровне регионов и областей мы еще в прошлом году начали создавать общественные советы. Создавать совет на уровне республики, думаю, пока рано. При необходимости, по предложению областных общественных советов, будет создан и республиканский.

Г. Калёнов: - Такой совет помог бы разгрузить работу министерства. И некоторые обращения, которые поступают в Министерство, можно будет направлять в совет.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно