14018

Как привлечь в школу мужчин

№ 21 от 21 мая 2014 года 21/05/2014

По данным Министерства образования, из 100 тысяч школьных педагогов мужчин - всего 13,6 тыс. Эта проблема характерна не только для нашей страны. В Евросоюзе тоже озабочены феминизацией школы и анализируют последствия этого явления, делая неожиданные выводы.

Так, например, по мнению швейцарского профессора педагогики и психологии Алана Гуггенбюля, основное последствие феминизации школы проявляется в том, что она становится враждебно настроенной к мальчикам. В попытке понять, насколько это серьезно, в Германии были проведены крупные исследования. Оказалось, что при одинаковых оценках по основным предметам мальчики реже получают рекомендации для поступления в гимназию, в два раза чаще получают отрицательные характеристики от учителей из-за девиантного поведения в стенах школы, которое обычно проявляется в невнимательности на уроках, шумном поведении и участии в драках, и т.д. Современная школа как безраздельная вотчина женского персонала с преобладанием женского взгляда на воспитание и образование практически не оставляет свободы для самовыражения будущим мужчинам, как того требует их природа. Отсутствие мужчин-педагогов приводит в свою очередь к отсутствию понимания мужской социальной роли, делают выводы исследователи.

Каковы возможные риски феминизации школы у нас? Как можно привлечь в нее мужчин для гармоничного развития детей? Тему обсудили эксперты.

vaninaКак рассказала «АиФ» пресс-секретарь Министерства образования Юлия ВАНИНА, на своем форуме ведомство обсуждало данную тему, и выяснилось, что чаще эту проблему поднимают женщины, которые одни воспитывают детей:

- Они хотят восполнить недостаток мужского воспитания дома с помощью школы. То есть проблема не в том, кто преподает, так как качество образования не зависит от пола учителя, а в том, что мужчин в принципе в стране, в семьях не хватает. Удержать же их в школе сегодня непросто, так как современный рынок труда предоставляет больше возможностей для самореализации. К тому же профессия учителя – сложная: это значит не просто прочитать лекцию по своему любимому предмету, здесь нужно воспитывать, участвовать в жизни ребенка, вести документацию. И, конечно, условия труда тоже заставляют мужчин искать более высокооплачиваемые места работы.

poddubsky-  Ждать, чтобы педагоги-мужчины утихомиривали мальчиков в помощь их мамам, неправильно. Школа все же в первую очередь должна качественно учить, - считает Владимир ПОДДУБСКИЙ, консультант управления общего среднего образования Министерства образования. – Да, сегодня наблюдается феминизация многих естественных дисциплин. Но мнение, что женщины хуже мужчин преподают, скажем, математику, физику или химию, - миф. Нас больше волнует отток мужчин из традиционно мужских дисциплин - физическая культура или трудовое обучение. Проблема есть, но это не критическая ситуация, которая существенно влияет на качество образования.

Нюансы восприятия

Если феминизация школы не влияет на качество знаний, может, она сказывается на воспитательном процессе? Нет ли в наших школах неосознанной дискриминации мальчиков, на которую указывают зарубежные исследователи?

- Феминизация школы – это естественное следствие традиционных взглядов на воспитание детей. Среди многих мужчин до сих пор распространен стереотип о том, что воспитание детей - исключительно женское занятие, задача же мужчин - обеспечивать семью. Многие мужчины при выборе профессии руководствуются этими традиционными взглядами и поэтому избегают школу. В то же время нельзя однозначно утверждать, что феминная школа является непременным условием феминизации мальчиков. Во-первых, наши мальчики не живут в изолированной среде. Они естественно пересекаются с мужчинами не только в школе, но и в семье, на улице, в спортивных кружках. Эта альтернативная среда легко компенсирует недостаточность маскулинности в школе. Что же касается дискриминации мальчиков женскими коллективами наших школ…

parhomovitchНа наш взгляд, скорее есть проблема взаимоотношений отдельного ученика с учителем. Действительно, учителя больше жалуются на мальчиков, потому что те, как правило, активны, не столь педантичны и скрупулезны, как девочки. Это всегда создает дополнительное неудобство для учителей. Но следует понимать, что маскулинный тип более активен,  склонен к экспериментам. Часто педагоги акцентируют внимание  на речи мальчиков, мол, они не умеют разговаривать, пересказывать текст. Но таковы психологические особенности мальчиков: если у женщин лучше развит вербальный интеллект, то у мужчин - невербальный. Мне кажется, развитие психологической культуры учителей относительно половых различий детей помогло бы решить эти проблемы, - считает Валерий ПАРХОМОВИЧ, заведующий кафедрой психологии Академии последипломного образования.

Освободить от лишнего

В педагогические вузы мужчины пока еще идут охотно.

shlykov- Например, в государственный педагогический университет имени Максима Танка в Минске  на дневную форму получения образования в 2012 было принято 24% (407) мужчин, в 2013 – 26% (338 человек), - приводит статистику профессор Владимир ШЛЫКОВ, проректор по учебной работе БГПУ. -   В этом году на математическом факультете  обучается 30% мужчин, на физическом факультете - 47%, на историческом факультете - 52%, на факультете  естествознания - 20%.

Почему же многие из них впоследствии уходят из профессии?  По мнению Владимира Шлыкова, среди основных причин - бюрократические и дополнительные нагрузки в школе.

- Многие наши подающие надежды выпускники делятся мыслями, что очень хотели бы заниматься с детьми, но это проще делать вне школы, где надо писать много бумаг и выслушивать многочисленные претензии. По моему мнению, освободить учителя от лишних функций будет правильным. Педагог способен воспитывать через учебный процесс. На уроке литературы можно дать больше в плане воспитания, чем на дополнительных мероприятиях. Каким образом учитель-предметник достигает результата – неважно, главное, чтобы это было в рамках этики и программы. И оценивать его должны тоже по результату, а не по бумагообороту.

Еще одна причина ухода мужчин из школы – падение престижа профессии учителя в глазах общества, недооценка значимости сферы образования, а для мужчин общественная оценка их труда очень важна, считает проректор БГПУ.

Вернуть статус

С этим согласен и Валерий Пархомович: - Исследования показывают, что существуют внешние и внутренние мотиваторы профессиональной деятельности. К внешним мотиваторам относятся зарплата и условия труда. Но наиболее значимы внутренние мотиваторы. К ним относятся интерес к данной деятельности, возможность самореализации, карьерного роста в профессии и статус данной профессиональной группы в обществе. У многих наших мужчин есть стойкий интерес к преподавательской деятельности. Возможности карьерного роста у них тоже выше, чем у женщин, это надо признать. Получается, что главным блокатором для выбора этой профессии для мужчин является современный  статус школы в восприятии общества. Сегодня бытует стереотип, что быть учителем не модно, что в школу попадают неудачники. В моде сейчас философия успешности с определенным набором материальных благ, а то, что человек занимается своим любимым делом, работает по призванию с детьми, мало ценится. Нужно на уровне системных решений менять представление людей о школе. В системе образования возможности для самореализации есть. Главное – изменить общественное мнение относительно учительской профессии, вернуть учителю статус, уважение.

Показать героев

Как же можно самореализоваться в нашей школе?

- Свои профессиональные амбиции активный педагог может реализовать за счет авторских методик и инновационных проектов, - считает Владимир Поддубский. – Работники школ, которые закреплены приказом Министерства образования как экспериментальные площадки, получают доплаты. В среднем в год осуществляется порядка 60 инновационный проектов на базе 300-350 школ. Это позволяет педагогу реализовывать свои идеи, повышать качество образования и свой доход. Еще один важный мотиватор – возможность стажировки за границей. Например, благодаря программам с Институтом им. Гете за 15 лет около 200 учителей немецкого языка побывали на стажировке в Германии. Подобные стажировки для учителей французского организует посольство Франции. То есть при активной позиции в рамках нашей школы педагог может себя реализовать. И таких примеров немало. Просто о них мало кто знает.

Поэтому, считает Владимир Поддубский, необходимо формировать положительный образ учителя. Можно, к примеру, снять серию фильмов, написать цикл материалов об успешных реализовавшихся педагогах.

senukova- Надо также рассказать о том, что у учителей есть хорошие возможности проявить себя не только в школе, но и в других сферах образовательной деятельности,  - дополняет Валентина СЕНЮКОВА, главный специалист управления организационно-кадровой работы Минобразования. - Имея основы педагогического образования и опыт работы с детьми, многие учителя занимают в будущем руководящие посты, строят успешную карьеру в других областях, в том числе в бизнесе. Это тоже мотиватор.

 

СОЦПАКЕТ

zubkoКак рассказала Наталья ЗУБКО, консультант отдела труда и зарплаты управления социально-экономического развития Минобразования, средняя зарплата школьных педагогов за март составила 4 476 тыс. руб. Мужчины-педагоги, как правило, берут повышенную учебную нагрузку, что позволяет увеличить размер дохода. В соцпакет учителя входит 56 дней отпуска в летнее время, сокращенная 36-часовая рабочая неделя. Молодые специалисты, учившиеся на бюджете, имеют право встать на льготную очередь на строительство жилья.

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно