Чем отличается воспитанный человек от невоспитанного? Только ли тем, что не утирается рукавом и не кладет локти на стол? Или, может быть, главное – это правильно употреблять в речи слова «положить» и «класть»?
Язык в современных СМИ, к сожалению, очень сильно изменил наше представление о культуре. Узнала, например, что нынче некоторые учителя доказывают, будто школа должна не воспитывать, а только учить. А многие родители, конечно, считают наоборот. Но что вообще значит «быть воспитанным» в современной культуре? Какие раньше были признаки воспитанного человека?
Действительно, раньше, во времена социального неравенства, быть воспитанным и культурным считалось необходимым условием успеха. И сейчас практически ничего не изменилось. Разница только в том, что раньше на фоне всеобщей безграмотности и невоспитанности большинства культурное поведение было достоянием узкого круга элиты. Для этого к детям приглашались гувернеры или же их отправляли в специальные учебные заведения – перенимать науку поведения и этикета. Да и СМИ не позволяли себе выходить за рамки общепринятой морали.
На примере взрослых
Чем же отличается воспитанный человек от невоспитанного? Только ли тем, что не утирается рукавом и не кладет локти на стол? Или, может быть, главное – это правильно употреблять в речи слова «положить» и «класть»?
На самом деле человек воспитывается все время, от рождения до взросления. Мы постоянно перенимаем социальные модели, чтобы адаптироваться к запросам общества. И, разумеется, в школе процесс воспитания неотделим от процесса обучения просто потому, что воспитываем мы в первую очередь своим примером.
Если ребенок видит, что больший кусок и больше похвалы достаются тому, кто громче кричит, – он будет поступать именно так. Если дома разговаривают тихо, выслушивают друг друга – он, скорее всего, сможет выслушивать других. Если учитель общается в основном языком угроз из серии «налеплю колов» - ребенок учится приспосабливаться и уворачиваться.
Правила существуют
Тем не менее и сейчас есть особенные признаки воспитанных людей. Они универсальны для всех культур вне зависимости от тонкости этикета. Главное, для чего существуют эти правила, – комфортное общение разных людей с разным темпераментом, свободное поведение, ограниченное только свободой других. Эти правила распространяются на все сферы коммуникаций, включая социальные сети, электронную переписку. В том числе, конечно, на общение учителей с учениками и родителями.
Приветствовать в начале диалога (переписки) и прощаться в конце. Высказывая мнение при обсуждении, добавлять слова «я думаю, мне кажется, я бы посоветовал, по моему мнению». Таким образом мы ограничиваем свою территорию и не вызываем агрессии непрошеными советами. Обращаться к человеку по имени и при знакомстве называть свое имя. Желательно не коверкать имя: имена не переводят на другой язык, нельзя использовать уменьшительно-ласкательные имена при неблизком знакомстве. Выражать свое недовольство лучше в форме ожиданий, пожеланий («для меня важно, я бы хотел, давайте обратим внимание»).
Свои предложения, советы сопровождать объяснениями, комментариями. Неприлично оставлять вопрос, заданный лично вам, без ответа. Отвечать желательно на поставленный вопрос, а не рассуждать по теме.
Если эти правила игнорировать, очень легко накопить напряжение, которое в итоге приведет к конфликту.
Избегать обобщений
Табу - на публичную критику, даже если речь идет о разговоре начальника и подчиненного, клиента и представителя компании. Критикуйте, только если вас попросили.
Нельзя оценивать человека в общении: «ты умный, ты должен» или «ты ненормальный». Откажитесь от фраз типа «ты всегда, ты постоянно». Также избегайте любых обобщений, в том числе связанных с профессией, полом, религией человека («все психологи…, все мужчины…, все начальники…, все люди старше 50...»).
Нельзя критиковать личные особенности человека. Неприлично обсуждать национальность, физические особенности, привычки, здоровье, личные отношения.
Не стоит воспринимать критику ваших идей, высказываний, действий как критику или осуждение лично вас.
Грубость - признак уровня культуры
Общение с собеседником свысока: «Подумайте своей головой». Похвальба, выпячивание своей уникальности, своего статуса, общение не на равных.
Публичное поучение: «Прекратите ныть! Вам должно быть стыдно!» Чрезмерные эмоции, особенно без серьезного повода, поиск виноватых, в том числе крик, возмущение, а в Интернете - фразы вроде «Да с чего вы это взяли? Чего вы лезете?»
Ирония, сарказм неуместны в публичном общении воспитанных людей, равно как манипуляции, принижение себя. Некрасиво публично обсуждать недостатки других. Помните, что грубость, даже вынужденная, - признак именно вашего культурного уровня.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть