7119

Формула успеха. Кто успешнее: у кого больше зарплата или много детей?

№ 52 от 23 декабря 2014 года 23/12/2014

Успешность и творчество в детях убивают.. родители и школа, уверены психологи.

Где сила воли

Есть и другое, не менее любопытное исследование. Английский психолог Джоан Фриман наблюдала в течение почти 30 лет за детьми-вундеркиндами, признанными всеми экспертами необыкновенно талантливыми. Выводы оказались шокирующими: лишь 5 из 210 стали успешными во взрослой жизни. Остальные - либо откровенными неудачниками, либо середнячками, трудящимися там, где проявления их талантов не потребовалось. А всё потому, что родители лишили их детства, заставляя по много часов заниматься. В итоге дети вырастали замкнутыми, психически искалеченными людьми, не имеющими друзей и навыков общения.

«Некоторые самые успешные люди в США так и не окончили университет. Билл Гейтс ушёл из Гарварда, Стив Джобс бросил учиться, - говорит Энио ОМАЕ, доктор наук Йельского университета (США), известный в мире специалист по образовательным технологиям. - В США был проведён психологический эксперимент. Детей сажали в комнату, клали перед ними конфету и говорили: если 10 минут потерпишь и не съешь, мы тебе дадим вторую. Дети вели себя по-разному. Многие очень старались не съесть конфету, трогали руками, клали обратно, отворачивались, но всё равно через пару минут съедали. И лишь немногие выдерживали 10 минут. Через много лет учёные выяснили, кем стали «под опытные» дети, как сложилась их жизнь. Выяснилось, что тот, кто смог подождать, стал более успешным в жизни. При этом успех не был связан с тем, на какие оценки ребёнок учился, какой вуз закончил. Напротив, школа может убить у ребёнка желание учиться и достигать успеха. Наши дети 15 лет только сидят и слушают - сперва учителя в школе, потом лекции в вузе. Творческое начало в них после этого просто умрёт».

Приспособленцы?

Так в чём секрет? Как научить ребёнка успешности?

«Успех - довольно общее понятие, в разных культурах и разных семьях в него принято вкладывать разный смысл, -  рассуждает Пётр ДМИТРИЕВСКИЙ, психолог. - Кто успешнее: тот, у кого выше зарплата, или тот, у кого больше детей? Тот, кого регулярно показывают по телевизору, или тот, кто занимается любимым делом? Если у человека обнаруживаются сверхспособности, но при этом у него не клеятся отношения с людьми, он вполне может ощущать себя неуспешным.

К примеру, считается, что если ребёнок - лидер в классе, в группе, то он и во взрослой жизни будет впереди всех. Но такое представление слишком упрощённо. Лидерство - не единственная стратегия достижения успеха. Более верная - творческое приспособление к ситуации, умение найти в группе своё место, свою роль, в которой комфортно, уютно. Множество людей свободных специальностей не являются директорами заводов, но при этом занимаются любимым делом, самостоятельно распоряжаются своим временем, и их вполне можно назвать успешными. Если раньше человек с дипломом МГУ мог не переживать о том, трудоустроится ли он, то сейчас никаких гарантий ни у кого нет. Ситуация в мире меняется очень быстро. И хорошие оценки могут и не помочь выплыть в условиях кризиса. Важнее уметь применить свои способности в любой ситуации. К этому ребёнка можно подготовить. Рассказывайте о своих возникших проблемах и о том, какие неожиданные решения оказывались полезными. Тогда выше будет вероятность того, что, столкнувшись с неожиданностью, препятствием, ребёнок не впадёт в отчаяние, а воспримет это как сложную, но интересную задачу. Развивайте умение контактировать с окружающими. В неоднозначных ситуациях важно не впасть в изоляцию и депрессию и уметь организовать себе поддержку. Важно иметь смелость пробовать новое, рисковать. Воспитывайте отношение к жизни как к эксперименту. С лёгкостью рассказывайте о своих неудачах и просчётах, о том, как это помогало накапливать опыт. Если подросток не будет видеть за каждым неверным шагом катастрофу, он и в критической ситуации продолжит перебирать варианты и в конце концов найдёт правильный выход, а значит, достигнет успеха».

КАК РАЗВИТЬ СИЛУ ВОЛИ?

ОПЫТ СОБСТВЕННОГО УСПЕХА. Задумал построить д омик - сначала не получилось, потом похоже. Давая детям пластилин, краски, конструктор, вы закладываете ощущение: «От меня в этом мире кое-что зависит». То есть вносите вклад в развитие силы воли.

ПОСИЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ВЗРОСЛОГО. Если дошкольнику дать учебник математики за 3-й класс да ещё оставить его в комнате одного, никакой силы воли у него не прибавится и успеха ребёнок не добьётся.

ИГРЫ. Учась молчать в укрытии, пока водящий ищет, терпя и не вставая в «салках-приседалках», стараясь не улыбнуться, глядя на пытающегося рассмешить противника, ребёнок учится удерживать изначальную цель, несмотря на препятствия. А это и есть воля.

ЧЁТКАЯ СИСТЕМА ПРАВИЛ И САНКЦИЙ ДОМА. Немного, но понятные. Например, перед тем как доставать новую игру, нужно собрать в коробку предыдущую - разбросанную. Ребёнок будет учиться находить компромисс между своими желаниями и нормами поведения.

ПОХВАЛА ЗА УСПЕХ ДОЛЖНА БЫТЬ КОНКРЕТНОЙ. То есть не просто «молодец», а например: «Ты молодец, что вместе с нами прошёл такое большое расстояние и нёс такой тяжёлый рюкзак! Не каждому взрослому такое под силу».

ПРАВИЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К НЕУДАЧЕ. Не стыдить, не упрекать и не обвинять сверх меры. Лучше воспринимать неудачу как опыт, размышлять, где была допущена ошибка, придумывать способы избежать её в дальнейшем.

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно