Как мозг реагирует на меняющуюся реальность? Как он обучается и адаптируется? Что помогает нам пережить кризисы? Ученый, когнитивист, популяризатор науки Татьяна СЛАВИНСКАЯ-ПУЗЫРЕВИЧ изучила этот вопрос и в теории, и на практике.
– Каждое лето моего счастливого детства проходило в деревне Савичи Брестской области. Это потрясающие места – много старых церквей, море цветов и прекрасная библиотека. И вот это лето у бабушки, когда ты можешь поздно ложиться и читать сколько хочешь, – главное воспоминание.
А я читала каждую свободную минуту. С 8 лет сама ездила на автобусе в библиотеку имени Островского. Ожидание автобуса, предвкушение, что скоро попаду в святая святых, – тоже счастье, и именно «счастливый фундамент» делает людей устойчивыми к стрессам.
Однажды я увидела книгу Кэрол Доннер «Тайная анатомия» о строении человека. Я перечитывала ее многократно – особенно раздел о строении клеток. Потом была книга о химических экспериментах, которые можно ставить дома. И я открыла маленькую химическую лабораторию на балконе. А летом у бабушки создавала экстракты растений, природные красители – у меня были колбы, пробирки… Вот так появлялся интерес к науке. Конечно, родные поощряли мое увлечение, и это тоже придает устойчивости в жизни.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
– В пятом классе я уже четко понимала, что буду заниматься биоорганической химией. После 9-го класса поступила в Лицей БГУ, потом на химический факультет и со второго курса уже начала работать в лаборатории – а это почти невозможно! Но я уже со второго курса имела возможность ставить эксперименты. И после занятий бежала в лабораторию, а домой уезжала последним троллейбусом.
К моменту окончания университета – а это были нулевые – мне, краснодипломнице, предлагали стажировку в университетах Шотландии, Германии, США. Только там я могла продолжить исследования в интересной для меня области химии. Но я не хотела уезжать из Беларуси.
– И какое решение вы приняли?
– Я приняла предложение заняться чем-то абсолютно новым – методологией науки. Поступила в магистратуру факультета философии и социальных наук, а потом и в аспирантуру. И попала в совершенно потрясающую атмосферу, наблюдала, как работают гениальные ученые. Во время учебы я начала преподавать – рассказывала студентам, как развивается современная наука, что исследуют современные физика, химия, биология. Это был совершенно уникальный курс. Его читали только в БГУ и МГУ.
11 лет я преподавала, а потом поняла, что хочу заниматься когнитивными науками, связанными с развитием мозга. И я ушла из университета, чтобы продолжить исследования в области функционирования мозга.
– И это совпало с еще одним кризисом?
– Да. Мой первый брак распался, а сыну только исполнилось 3 года. То есть я осталась без работы, без мужа, без денег. В 33 года я была уверена, что жизнь закончилась, и просто без сил лежала на диване.
КНИЖНЫЙ ЭФФЕКТ
– А потом я подумала, что у меня маленький сын, которого надо кормить, а рядом – поликлиника, где наверняка есть вакансия. Я была готова на всё – даже мыть полы. Но вакансий не нашлось. Зато, к счастью, были родители, которые сказали: «Мы вас будем кормить, а ты подумай, чем бы хотела заниматься».
И вот тогда появился магазин – книжный клуб «Сундучок детских книг». К этому моменту я уже писала рецензии на детские книги для российских издательств. А когда я предложила им продавать эти книги в Беларуси, они с радостью согласились. Я не знала, что такое бизнес, и снова начинала с чистого листа.
Мы делали театральные постановки, придумывали научные эксперименты, чтобы рассказать, насколько прекрасны детские книги. На наши встречи стали приходить психологи, которые работали с детками, в том числе с особенными. Они интересовались, можно ли книги использовать в работе со сложными детьми? А с родителями? И вот так появилось еще одно направление в моей жизни – книготерапия.
Я подбирала книги, в которых были описаны модели поведения в сложных жизненных ситуациях. Например, как пережить смерть близкого человека, как выстраивать отношения с подростками. Не все наши психологи на тот момент понимали, как работает мозг, и я рассказывала о новейших исследованиях нейрофизиологов, подсказывала, как правильно читать и обсуждать книги. У книг оказался потрясающий терапевтический эффект!
А потом случился «ковид», и в очередной раз я оказалась перед сложным выбором. Мы больше не могли собираться, вокруг рушились бизнесы и судьбы, но вдруг люди решили помочь нам заказами. Так и писали: «Нам книги не нужны, но мы хотим поддержать вас». Благодаря этому книжный клуб пережил «ковид», а я научилась вести онлайн-встречи.
РАЗУМ И ЧУВСТВА
– Знания когнитивистики помогли мне конструктивно выйти из шокового развода с мужем, придумать план на будущее. Тогда я твердо решила, что больше не выйду замуж. И я сделала все, чтобы ограничить контакты с мужчинами.
А у меня тогда был благотворительный проект «Человек читает» – я приглашала на интервью ярких людей, чтобы они своими историями популяризировали чтение. И однажды на интервью пришел известный джазовый музыкант... Вот уже 8 лет мы с ним вместе. И, вероятно, впервые мой разум уступил право принятия решения сердцу.
Наш книжный клуб возрождается, и мы адаптируем его под новую реальность, проводим встречи для детей и взрослых, говорим о книгах через призму современной науки. Я продолжаю заниматься исследованиями мозга, мне интересно наблюдать, как мы учимся в изменившейся реальности. Сейчас вокруг такой невероятный поток информации! Каким будет образование для поколения наших детей и внуков? Как мы сами можем сохранить здоровье мозга на долгие годы?
– И как же?
– Надо регулярно есть полезную для мозга еду. Минимум – 4-5 раз в день, маленькими порциями. Это любая жирная рыба, в которой есть омега-3, любая зелень с группой витаминов В. Обязательны «медленные» углеводы – цельнозерновые крупы, макароны твердых сортов. Для здоровья мозга надо есть печень, орехи, помидоры, чернику, голубику, горький шоколад. Мозгу нужен белок, а значит, соя, говядина, тыквенные семечки, куриная грудка, белые грибы.
Надо спать не менее 7 часов в сутки.
Мозгу важно, чтобы вы не были в стрессе. Для этого надо научиться конструктивно анализировать ситуацию, «переводить» стресс в творчество, спорт, работу в саду.
И обязательно нужна активная интеллектуальная деятельность. Тренируйте свой «центр принятия решений». Учитесь новому, исследуйте мир вокруг себя. И конечно, побольше читайте.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть