Образование – часть культуры общества. Всегда, когда меняется мир, меняются приоритеты и возможности выбора профессии. Что изменилось в профориентации сегодня? Что такое траектория развития и как влияют особенности характера и склонности на выбор образования? Об этом «АиФ» поговорил с социальными психологами Василием Пронем (В. П.) и Ольгой Павловой-Соколовой (О. П.).
Во многих семьях, где есть дети школьного возраста, родители и родственники обсуждают выбор профессии и пытаются спланировать будущее. «Пусть будет врачом, - предлагает бабушка. - Врачи всегда нужны». «Или учительницей, - добавляет тетя. - Учитель - отличная профессия для девочки, не пропадёт». «Послушайте, - вмешивается папа, - сейчас нужны программисты, пусть учит математику». Дядя твердо отмечает: «Вырастет - и решит сама!» Тут приходит крестная: «Обратите внимание, детка отлично двигается, пусть танцует. Или рисует, у вас растёт художник, не зарывайте талант в землю»… Что же делать? Как построить разговор?
- Как изменился выбор профессии в последние годы?
О. П.: - В прежние времена, когда главным источником дохода было ремесло, вопрос выбора профессии не стоял. С детства ребёнок наблюдал или участвовал в работе родителей. Пахари, кузнецы, священники и даже цари - все вводили чадо в курс дела. Во многом это было оправдано. Работая в семье, ребёнок перенимал не только навыки, но и мировоззрение, систему ценностей, взрослые способы решения проблем.
Затем ситуация изменилась. Появился рынок труда, границы сословий стёрлись. Буржуазия и равенство привели к всеобщей занятости и - только сто лет назад - к всеобучу. Задачи образования, обучения и даже воспитания взяли на себя школы.
Ребёнок теперь растёт оторванным от профессионального опыта родителей и довольно долго находится среди сверстников, перенимая модели поведения подростков и учителей.
- Но родители всегда стремились дать ребенку максимум?
О. П.: - Когда появилась возможность социального лифта и перехода из одной среды в другую, родители стали поощрять детей учиться. Они везде сейчас вкладывают в детей максимум и стремятся дать ребёнку образование чуть лучше, чем у них самих.
В. П.: - Очередной виток развития цивилизации приводит, как правило, к созданию новых профессий. В итоге родители отправляют детей учиться тому, что они сами наблюдали как востребованную тему, дефицит. В середине XX века нужно было быть инженером, далее - менеджером или экономистом, юристом или бухгалтером, а сейчас - программистом.
- Что же происходит дальше?
О. П.: - В силу изолированности от взрослого мира подросток не всегда понимает суть профессии, не участвует честно в выборе и затем не может учиться в полную силу. В лучшем случае счастливый обладатель модной профессии оказывается на рынке труда, переполненном конкурентами. При этом он не ориентируется в системе поиска работы.
Стоит понимать, что в любой специальности можно добиться успеха и обеспечить высокий доход, если грамотно построить свою подготовку и уметь конкурировать, непрерывно развиваться.
Ни один вуз не даёт полностью овладеть профессией, вуз даёт знания, мировоззрение, связи, систему мышления. Профессией, навыками овладевают на практике после окончания вуза.
В. П.: - Кроме того, сейчас скорость изменений нарастает, профессии обновляются все быстрее и быстрее. Спрогнозировать потребности рынка через 5-10 лет практически невозможно.
- Кто же выигрывает? На что обратить внимание при выборе профессии?
В. П.: - Проблема не только в том, что не каждый ребёнок имеет способности к той или другой популярной профессии. Проблема появляется, если ребёнок не может самостоятельно думать, решать взрослые задачи и не понимает собственные желания. Когда решают за ребенка - вот это ключевая проблема его неспособности адаптироваться к неизвестному. А это уже вызов современных изменений.
Выигрывает тот, кто чувствует свои сильные стороны, хорошо понимает свои мотивы и цели, может оценить ситуацию и умеет выбирать адекватную ей модель поведения. Выигрывает устойчивый в себе и гибкий в поведении. Задач у родителей относительно детей всего две:
- 1. Подготовить ребёнка к самостоятельной жизни.
- 2. Показать своим примером, как можно быть счастливым.
Поэтому в реалиях нашего времени родители могут начиная с 8-10 лет создавать для ребенка условия, где он будет практиковаться в освоении базовых поведенческих моделей, которые прошло человечество в своем развитии, а также учиться самостоятельно выбирать, какой моделью пользоваться в конкретной ситуации.
О. П.: - У ребёнка должна быть адекватная среда для работы в проектах, команде. Важно научить видеть риски, понимать вызовы, проявлять настойчивость или безразличие, давать сдачи или, наоборот, терпеть - то есть адаптивно идти к своим целям. Самое главное - к 8-9-му классу не убить мотивацию двигаться, пробовать, искать.
Сейчас появляется модный термин - планирование траектории развития школьника. Благодаря разнообразию профессий, существующих нынче, к любому профилю личности подростка можно cоздать уникальный план развития способностей и личных качеств, а в будущем и модную профессию. Ребёнку с учетом его склонностей и в идеале темперамента, характера подбирают варианты школ, углублённого изучения предметов, курсов, кружков с тем, чтобы к 10-11-му классу и поступлению он уверенно себя чувствовал.
В. П.: - Однако не стоит забывать, что задатки совсем не определяют мотивацию и выбор профессии, что ребёнок в 10 лет совершенно не представляет, каким он будет в 15-18. Далеко не всегда по школьным отметкам, тестам можно определить реальные интересы ребёнка. Успехи в математике или истории могут быть не только проявлением способностей, но и просто отражением квалификации и харизмы учителя. А мотивация имеет большее значение для успеха, чем задатки.
- Как позаботиться о мотивации и формировании личности, ведь дети так часто ленятся?
О. П.: - Лень - это не черта характера, это реакция защиты. Каждый ребёнок в нормальных для него, посильных условиях ориентирован изучать, узнавать, пробовать. Если ребёнок ленится - значит, слишком устаёт, не нашёл свое, не видит смысла, не принял педагога или боится осуждения.
Помогайте ребенку видеть его сильные стороны, пусть все дополнительные занятия дают ему опыт самопознания и, как следствие, уверенности в себе.
- На что можно опираться при изучении личности ребенка и выборе актуальной для него сферы?
О. П.: - Можно просто понаблюдать за ребенком, можно выяснить его мечты, пусть пока и заоблачные. А можно пройти несколько тестов по профориентации: познакомится со сферой интересов, сильными сторонами мышления и характера подростка никогда не помешает.
В. П.: - Тесты по профориентации полезны при выборе из нескольких сфер. Но все эти сферы должны быть связаны с мотивацией, предпочтениями ребенка. При большом желании можно добиться успехов без задатков. Но без желания и с задатками успеха ребенок не достигнет.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И ПРИМЕРЫ
Как же двигаться взрослым, которые заботятся об успехе ребёнка в современном мире. Что можно сделать дома?
- Расширяйте кругозор, общайтесь, рассказывайте о своих рабочих ситуациях, вместе читайте книги, смотрите фильмы и делитесь своим мнением.
- Избегайте стереотипов и обобщений. Не все программисты много зарабатывают, и не все художники бедные.
- Привлекайте ребёнка к решению практических задач, посильному вкладу в домашнюю жизнь, семейному труду. Пусть учится чувствовать удовлетворение от результата труда.
- Хвалите. Создайте дома принимающую, безопасную обстановку. Учеба - это лишь инструмент, личность важнее.
- Cоздайте эффективную среду: рассказывайте о профессиях друзей и родственников, водите к знакомым на работу. Рассказывайте о своих поисках профессии и работы, о хобби, курсах, образовании. Пример для ребенка - это ключевое.
НА ЗАМЕТКУ
Давайте возможность ребенку пробовать. Важнейшие критерии: «хочу» и «могу». Главное – «хочу». Если хочу – всегда смогу научиться. Не запрещайте посещать «неполезные», но ценные для ребёнка кружки. Может, ребенок не станет вторым Шагалом, но приобретёт реальный опыт движения за мечтой, в том числе опыт разочарования и, что важнее, опыт успеха и уважения к своим интересам. А может, он станет гениальным дизайнером итальянкой керамической плитки.
Помните, что педагог – не только знания, но и личность. Он передает свои модели общения, мышления, вписывает установки в голову ребенка. Будьте внимательны – выбирайте не только успешных репетиторов, любящих свое дело, но и гармоничных людей, любящих детей и педагогику.
Если интересы меняются – это нормально. Важно понять свои модели выбора, замечать успехи и причины ошибок, делать выводы, но не ругать себя. Не страшно бросить занятия, страшно не чувствовать своих желаний, границ.
Создавайте сбалансированный график. Результат перегруженного уроками графика - несамостоятельность, потеря личной мотивации, привычка жить по звонку учителя и под чужим контролем. Не забывайте оставлять время для пассивного отдыха, просто «потупить» в книжку, посмотреть мультики, поиграть на компе. Для развития мозга необходимо и движение: велосипед, бадминтон, плавание, танцы на выбор - для всего можно найти время в расписании.
Расставляйте приоритеты. Отличные отметки никого не сделали счастливым, если к ним не прилагались радость жизни и чувство удовлетворения от результата труда. Не сравнивайте ребенка с другими.
Планируя траекторию развития, не устанавливайте слишком тесные рамки. Допускайте, что через пять лет все будут учить испанский или финский, а не китайский. Через два года ребёнок может отвернуться от программирования, но уже приобретённый опыт ему все равно будет полезен в менеджменте, например, или в бизнес-аналитике, или в космических науках.
Таким образом, чем больше ребенок попробует из того, что хочет, чем больше самостоятельных выводов на основании успехов и ошибок сделает – тем сильнее и целеустремленнее станет.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть