873

Игры, в которые играют люди. Как связаны компьютерные забавы с характером?

Разного рода игры на компьютере или в игровой приставке любят многие. Сложно встретить того, кто не ездил на танке, не вспахивал хотя бы раз поле или не складывал шарики в ряд. При этом для психологов любая игра становится индикатором человека и возможностью для составления его портрета, ведь именно по играм можно сказать, чего человеку недостает в обычной жизни. О том, как выбор игры с головой выдает все подсознательное того или иного индивида, "АиФ" рассказал кандидат психологических наук, психоаналитик, клинический психолог высшей категории, доцент Алексей Мелехин.

Почему по играм можно разгадать человека?

«Игры как фильмы. Если смотреть на них с позиции психоанализа, то становится ясно следующее. Есть такое мнение, что у каждого человека присутствует собственный миф об устройстве собственного я, то есть кем я хочу быть, как я хочу реализоваться и так далее. Есть некие фантазмы: что и как. И должен быть некий экран, куда этот миф применить. Часто как раз в качестве такого экрана выступают игры и фильмы, что выполняет проективную функцию, на что вымещается внутреннее», — говорит Алексей Мелехин. И тут начинается самое интересное, отмечает специалист: какая нехватка у человека есть и какое желание у него зажато. Часто игры восполняют нехватку.

«Ну, например, работает человек в компании и занимается достаточно монотонной деятельностью. Это не дает ему возможности себя проявить. К примеру, он достиг какого-то предела, его не повышают. В этом случае он может выбирать стрелялки, шутеры, какие-то боевые вещи, чтобы хоть там что-то завоевывать, достигать, получать, он проецирует свою неудовлетворенность на экран», — говорит Алексей Мелехин.

Танки и шутеры

Когда человек чувствует некую лишенность, задавленность или неспособность отвести агрессию в реальной жизни, он выбирает такие игры, как танчики.

«Иногда даже послушать интересно, как мужчины говорят про эти танчики: вот я купил большой ствол, купил новые гусеницы. Он рассказывает будто о себе, что бы он сделал с собой, этот танк выступает продолжением его самого. То есть подтекстом может звучать “я бы пошел в зал, выучил бы языки и так далее”. Но это же сложно, надо прикладывать усилия. А танчики — просто, достаточно скачать приложение — и не надо ни в какой зал, не надо ничего делать», — говорит Алексей Мелехин.

Фэнтези

Есть и другие виды игровой активности, отмечает психоаналитик. Это фэнтези. «Когда люди прокачивают какого-то героя определенными навыками, это говорит о том, что человеку в жизни очень трудно следовать за своим идеальным я. То есть у него в жизни есть барьеры, из-за которых он не может быть таким-то и таким-то, как хотелось бы. Более примитивный вариант, который им выбирается, — переместить все на экран и там прокачивать персонажа, а не себя реального», — говорит Алексей Мелехин.

«Фермеры» и «Три в ряд»

Популярные варианты игр — это разнообразные фермы и фабрики, а также раскладка под названием «Три в ряд». «Часто такие игрушки используются преимущественно как способ отвлечения от работы или от внешнего мира с его проблемами. Человек в этих играх занимается упорядочиванием. Многие говорят, что играют в такую игру, чтобы отвлечься, систематизировать то, что произошло в течение дня, навалилось. Игра, где надо что-то расставлять, помогает иметь хотя бы маленькие рамки, которые можно привести в порядок», — говорит Алексей Мелехин.

Шарики и вовсе представляют собой моторные действия, отмечает психоаналитик. Это моторная разрядка, которая проста и доступна. «Что такое эти игры по большей части? Это экран, с помощью которого я отгораживаюсь от реальности. Она либо невыносима, либо сложна, либо неинтересна. Также мне может в ней чего-то не хватать, например впечатлений. И самый простой способ получить эти впечатления — это игра», — говорит Алексей Мелехин. Он отмечает, что это не хорошо и не плохо. Но увлеченность тем или иным видом игры указывает на то, что человек что-то достраивает, чем-то неудовлетворен.

Как понять, что игра стала опасной?

Несмотря на то что игра для человека — это нередко способ заменить нерешенные проблемы в жизни виртуальным миром, они не являются сами по себе опасными. Однако с течением времени вполне могут стать такими. Есть несколько индикаторов, отмечает психоаналитик, по которым можно понять, что игра уже перестает быть игрой.

«Первый звоночек — когда появляется агрессия. Если человек длительное время проводит там, в игре, и начинает теряться и стираться грань между реальностью и вымышленным. Например, человек наигрался в танчики, сел в машину и поехал кататься по газонам, снося столбы и ограждения, ведь он подумал, что сел в танк. Также стоит забеспокоиться, когда человеку неинтересно окружающее», — отмечает Алексей Мелехин.

Также, предупреждает психоаналитик Мелехин, простым индикатором навязчивого игрового поведения становится время пребывания в играх, а еще — отсутствие усталости от игры. Кроме того, насторожиться стоит, если отмечается чувство раздражительности, в случае если не удалось сесть поиграть хотя бы один день.

«И, конечно же, тревожным сигналом является инвестиция финансовая. Ведь все эти игры на прокачку рассчитаны. А это уже риски не только игровой зависимости, но и зависимости от азартных игр», — подчеркивает психоаналитик.

Алексей Мелехин отмечает, что чаще всего к таким последствиям предрасположены люди виктимные и с определенной структурой личности. При этом другим тоже расслабляться не стоит — играть, конечно же, никто не запрещает, но стоит тщательно следить за тем, чтобы игра не заменила реальную жизнь. Если же появляются признаки зависимости, не стоит пытаться справиться своими силами, надо обращаться к специалисту.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно