618

Табуретка против смартфона. Чему учить детей, рождённых с гаджетом в руках?

В России разработали стандарт «Цифровой школы». В числе обязательных требований — цифровые уроки, телевизоры со Smart TV, видеокамеры, качественный Wi-Fi.

Ручной труд не в почёте?

Родители заволновались: не слишком ли много «цифры», неужели больше не будут учить детей читать обычные бумажные книжки, сколачивать табуретки, шить фартуки и варить борщи? А будут они только читать с экрана, конструировать на компьютере и мастерить табуретки на 3D-принтерах? Те, кто учился в советской школе, прекрасно помнят, как мальчиков на уроках труда учили пользоваться молотком, напильником и зубилом (поди объясни сегодняшним пацанам, выросшим на компьютерных «танчиках» и «Майнкрафте», что это за инструмент такой!). А девочки шили, готовили... Между прочим, сегодня и в элитных западных школах гаджеты всё чаще отменяют и возвращаются к истокам — ручному творчеству, живому общению.

«В современных требованиях к такому предмету, как технология, ручной труд практически ушёл, — говорит директор липецкой гимназии №12 Ольга Уласевич. — В новых стандартах в основном говорится об автоматизации производства, информтехнологиях, проектной деятельности. Но ребёнок хочет заниматься ручным трудом, рукоделием, и он должен этому учиться. Поэтому в нашей гимназии мы такую проектную линию сохраняем. Дети выйдут из школы и будут применять эти навыки в жизни».

По мнению Ольги Уласевич, важно сохранять направленность на практику и в других предметах. А что это будет за практика, зависит от учителя, школы и запроса родителей.

Ученик — не кладовая

«О перегруженности программ говорят давно, — отвечает председатель Координационного совета Ассоциации учителей литературы и русского языка, член Совета по русскому языку при президенте РФ Людмила Дудова. — При этом за их пределами остаются какие-то важные актуальные вещи, потому что нет времени на их изучение». Но от чего отказаться, а что добавить? «Все уже согласны, что нельзя рассматривать ребёнка как некую кладовую, куда мы заталкиваем до бесконечности всё новые и новые знания, — продолжает эксперт. — Кладовая тоже небезгранична. В образовательном стандарте во главу угла поставлен деятельностный подход, который учит добывать знания в нарастающем потоке информации. Насколько важно добывать знания, не обладая необходимым их минимумом, это большой вопрос. Изменения содержания должны опираться на серьёзные исследования особенностей современных детей. Мы всё время забываем, что эти дети — визуалы. И конкурировать напечатанному тексту с цифровым сложно».

Недавно команда исследователей Института русского языка им. А. С. Пушкина под руководством ведущего научного сотрудника Марии Лебедевой опросила 600 школьников из разных регионов страны. Выяснилось, что цифровое чтение у них — основной способ получения информации и работы с текстом. Но качество чтения при этом разное. При цифровом варианте хуже работают стратегии медленного и аналитического чтения. «С экрана мы обычно читаем быстрее, но при этом значительно сложнее удаётся зафиксировать понимание логических связей внутри текста, — говорит Мария Лебедева. — Однако экранное чтение помогает, когда нужно узнавать конкретные факты, информацию, которая требуется именно сейчас, искать и выделять из текста что-то определённое». При этом прочитанное с экрана скорее забывается. «Дети замечают за собой, что могут довольно быстро терять интерес к чтению и отвлекаться», — отмечает исследователь.

Так что споры о том, чему учить детей, вряд ли разрешатся в ближайшее время. Зато у родителей есть повод подумать, в какую школу отдавать ребёнка — напичканную гаджетами и технологиями или стоящую на более старомодных позициях.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно