Об этом рассказали руководители МБОО и родители, воспитывающие детей с расстройствами аутисти-ческого спектра (РАС).
Обучение
Впервые в истории белорусского образования три ребенка с аутизмом стали учиться в интегрированном классе в адаптированной под их сенсорные особенности среде. Работающие в одной команде учитель-дефектолог, психолог и помощники воспитателя (тьюторы) используют элементы признанных в мире передовых методик коррекции аутизма.
– Меньше года назад по инициативе родителей на одном из заседаний Мингорис-полкома было принято решение о создании ресурсного центра по аутизму, – говорит мама особенного первоклассника Татьяна ГОЛУБОВИЧ. – Мы встречались с руководителями городской системы специального образования и обсуждали первые шаги будущего центра. В то время первоклассникам с аутизмом некуда было идти: все, что на тот момент могла предложить система специального образования, не соответствовало их потребностям и возможностям. И мы, родители, предложили пилотный проект по модели московского класса для детей с аутизмом. Это первый шаг к инклюзии детей с аутизмом в массовую школу. Хотя инклюзия – процесс двусторонний, и мы, родители детей с аутизмом, очень надеемся на встречное движение со стороны специалистов и общества в целом и на то, что наши дети будут среди вас.
Учитель-дефектолог Наталья ВОЛЧОК рассказала, что класс интегрированного обучения для детей с аутизмом был открыт на базе ресурсного центра в ГУО «Средняя школа №5».
- В связи с этим возникают некоторые противоречия между традиционной системой специального обучения детей с особенностями психофизического развития и системой обучения детей с РАС. Для них не подходят традиционные методы и приемы обучения, а необходимо использование другого подхода, прежде всего для того, чтобы дать детям возможность научиться жить вместе с другими людьми, - подчеркнула специалист. - А выход в достаточно сложные социальные условия школы, в среду обычных детей станет большой победой, откроет новые возможности развития.
Говорить о полноценной инклюзии как во внутри-школьную среду, так и в общество в целом, пока рано, но первые шаги в этом направлении уже сделаны.
Новизна проекта заключается в том, что для организации образовательного процесса в классе введены 0,5 ставки педагога-психолога и 1,5 ставки тьютора, а также предполагается накопление и обобщение педагогического опыта по работе с детьми с аутизмом. Да, на обучение таких детей выделяются огромные средства из бюджета. Но по-другому невозможно добиться того, чтобы дети с аутизмом жили среди нас и радовались жизни вместе с нами.
Эти дети очень тонко чувствуют мир, никогда не делают зла, несомненно, обладают талантами. Их нужно беречь и защищать. Очень радует, что дети с доверием идут в школу. Они начали радоваться и улыбаться вместе с нами, а это – самое главное.
Проекты
– Все шаги в русле инклюзии детей с аутизмом принесут огромную пользу нашему обществу, – уверена председатель совета МБОО «Дети. Аутизм. Родители» Татьяна ЯКОВЛЕВА. – Отрадно, что это понимают не только наши друзья из общественных организаций, но и представители некоторых властных структур.
В текущем учебном году благодаря поддержке, финансовому и организационному участию Мингорис-полкома в столице реализуется сразу три проекта, инициированных МБОО «Дети. Аутизм. Родители». Интегрированный класс, в котором учатся дети с аутизмом, – один из них. На базе школы-интерната №7 и Минского городского ЦКРОиР создается ресурсный центр по проблемам обучения детей с аутизмом; в специализированном детском дошкольном учреждении №235, каждый третий воспитанник которого имеет диагноз «аутизм», готовится проект по подготовке таких детей к обучению в школе.
Предполагается, что в следующем учебном году во Фрунзенском районе Минска откроется еще один класс для детей с аутизмом, в городе увеличится количество дошкольных учреждений с интегрированным обучением малышей с аутистическими расстройствами.
В ТЕМУ
В Байнете появился сайт, благодаря которому белорусские семьи, воспитывающие детей с аутизмом, смогут найти волонтеров. Ресурс autism.volunteer.by создан участниками православного Братства Иоанна Богослова в рамках реализации проекта помощи белорусским семьям, которые воспитывают детей с аутизмом. Первоначальная задача сайта – аккумулировать информацию о нуждающихся в помощи семьях и потенциальных волонтерах.
Проект «Разам–2» стал естественным продолжением проекта «Создание единой волонтерской службы «Разам», который Братство реализовало в прошлом году.
– Мы приняли 80 молодых людей, обучили их основам оказания помощи людям с особенностями и альтернативным методикам реабилитации, организовали для них стажировки на различных социальных объектах, - говорит председатель Братства Павел СЕРГЕЕВ. – Выпускники этого проекта – сертифицированные волонтеры, желающие и умеющие способствовать интеграции людей с особенностями в белорусское общество.
Проанализировав свой опыт, мы решили сделать акцент на помощи одной из самых уязвимых социальных групп – семьям, которые воспитывают детей с аутизмом. Мы вновь набираем желающих стать волонтерами-помощниками таких семей. Они пройдут серьезную теоретическую подготовку на семинарах с участием психологов, педагогов, опытных волонтеров. Каждый из них сможет выбрать себе специализацию по способностям: стать арт-терапев-том, организатором массовых мероприятий для детей с аутизмом, тьютором для школьника с аутизмом, помощником семьи, воспитывающей такого ребенка. Мы надеемся, помощь волонтеров станет для таких семей еще одной ниточкой, держась за которую, они смогут вернуться к активной жизни в обществе.
Подросток - полноценная личность или сексуальный объект?
Как помочь семьям, воспитывающим детей с аутизмом
Диагноз «аутизм». Дети с особенным миром
Апрель объявлен в Беларуси месяцем распространения информации об аутизме
Гении на поток. Как стимулировать школьников на образовательный прорыв?
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть