Об этом рассказали руководители МБОО и родители, воспитывающие детей с расстройствами аутисти-ческого спектра (РАС).
Обучение
Впервые в истории белорусского образования три ребенка с аутизмом стали учиться в интегрированном классе в адаптированной под их сенсорные особенности среде. Работающие в одной команде учитель-дефектолог, психолог и помощники воспитателя (тьюторы) используют элементы признанных в мире передовых методик коррекции аутизма.
– Меньше года назад по инициативе родителей на одном из заседаний Мингорис-полкома было принято решение о создании ресурсного центра по аутизму, – говорит мама особенного первоклассника Татьяна ГОЛУБОВИЧ. – Мы встречались с руководителями городской системы специального образования и обсуждали первые шаги будущего центра. В то время первоклассникам с аутизмом некуда было идти: все, что на тот момент могла предложить система специального образования, не соответствовало их потребностям и возможностям. И мы, родители, предложили пилотный проект по модели московского класса для детей с аутизмом. Это первый шаг к инклюзии детей с аутизмом в массовую школу. Хотя инклюзия – процесс двусторонний, и мы, родители детей с аутизмом, очень надеемся на встречное движение со стороны специалистов и общества в целом и на то, что наши дети будут среди вас.
Учитель-дефектолог Наталья ВОЛЧОК рассказала, что класс интегрированного обучения для детей с аутизмом был открыт на базе ресурсного центра в ГУО «Средняя школа №5».
- В связи с этим возникают некоторые противоречия между традиционной системой специального обучения детей с особенностями психофизического развития и системой обучения детей с РАС. Для них не подходят традиционные методы и приемы обучения, а необходимо использование другого подхода, прежде всего для того, чтобы дать детям возможность научиться жить вместе с другими людьми, - подчеркнула специалист. - А выход в достаточно сложные социальные условия школы, в среду обычных детей станет большой победой, откроет новые возможности развития.
Говорить о полноценной инклюзии как во внутри-школьную среду, так и в общество в целом, пока рано, но первые шаги в этом направлении уже сделаны.
Новизна проекта заключается в том, что для организации образовательного процесса в классе введены 0,5 ставки педагога-психолога и 1,5 ставки тьютора, а также предполагается накопление и обобщение педагогического опыта по работе с детьми с аутизмом. Да, на обучение таких детей выделяются огромные средства из бюджета. Но по-другому невозможно добиться того, чтобы дети с аутизмом жили среди нас и радовались жизни вместе с нами.
Эти дети очень тонко чувствуют мир, никогда не делают зла, несомненно, обладают талантами. Их нужно беречь и защищать. Очень радует, что дети с доверием идут в школу. Они начали радоваться и улыбаться вместе с нами, а это – самое главное.
Проекты
– Все шаги в русле инклюзии детей с аутизмом принесут огромную пользу нашему обществу, – уверена председатель совета МБОО «Дети. Аутизм. Родители» Татьяна ЯКОВЛЕВА. – Отрадно, что это понимают не только наши друзья из общественных организаций, но и представители некоторых властных структур.
В текущем учебном году благодаря поддержке, финансовому и организационному участию Мингорис-полкома в столице реализуется сразу три проекта, инициированных МБОО «Дети. Аутизм. Родители». Интегрированный класс, в котором учатся дети с аутизмом, – один из них. На базе школы-интерната №7 и Минского городского ЦКРОиР создается ресурсный центр по проблемам обучения детей с аутизмом; в специализированном детском дошкольном учреждении №235, каждый третий воспитанник которого имеет диагноз «аутизм», готовится проект по подготовке таких детей к обучению в школе.
Предполагается, что в следующем учебном году во Фрунзенском районе Минска откроется еще один класс для детей с аутизмом, в городе увеличится количество дошкольных учреждений с интегрированным обучением малышей с аутистическими расстройствами.
В ТЕМУ
В Байнете появился сайт, благодаря которому белорусские семьи, воспитывающие детей с аутизмом, смогут найти волонтеров. Ресурс autism.volunteer.by создан участниками православного Братства Иоанна Богослова в рамках реализации проекта помощи белорусским семьям, которые воспитывают детей с аутизмом. Первоначальная задача сайта – аккумулировать информацию о нуждающихся в помощи семьях и потенциальных волонтерах.
Проект «Разам–2» стал естественным продолжением проекта «Создание единой волонтерской службы «Разам», который Братство реализовало в прошлом году.
– Мы приняли 80 молодых людей, обучили их основам оказания помощи людям с особенностями и альтернативным методикам реабилитации, организовали для них стажировки на различных социальных объектах, - говорит председатель Братства Павел СЕРГЕЕВ. – Выпускники этого проекта – сертифицированные волонтеры, желающие и умеющие способствовать интеграции людей с особенностями в белорусское общество.
Проанализировав свой опыт, мы решили сделать акцент на помощи одной из самых уязвимых социальных групп – семьям, которые воспитывают детей с аутизмом. Мы вновь набираем желающих стать волонтерами-помощниками таких семей. Они пройдут серьезную теоретическую подготовку на семинарах с участием психологов, педагогов, опытных волонтеров. Каждый из них сможет выбрать себе специализацию по способностям: стать арт-терапев-том, организатором массовых мероприятий для детей с аутизмом, тьютором для школьника с аутизмом, помощником семьи, воспитывающей такого ребенка. Мы надеемся, помощь волонтеров станет для таких семей еще одной ниточкой, держась за которую, они смогут вернуться к активной жизни в обществе.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть