10294

Дети-аутисты начали учиться в интегрированном классе

№ 50 от 11 декабря 2013 года 11/12/2013

 

Об этом рассказали руководители МБОО и родители, воспитывающие детей с расстройствами аутисти-ческого спектра (РАС).

Обучение

Впервые в истории белорусского образования три ребенка с аутизмом стали учиться в интегрированном классе в адаптированной под их сенсорные особенности среде. Работающие в одной команде учитель-дефектолог, психолог и помощники воспитателя (тьюторы) используют элементы признанных в мире передовых методик коррекции аутизма.

– Меньше года назад по инициативе родителей на одном из заседаний Мингорис-полкома было принято решение о создании ресурсного центра по аутизму, – говорит мама особенного первоклассника Татьяна ГОЛУБОВИЧ. – Мы встречались с руководителями городской системы специального образования и обсуждали первые шаги будущего центра. В то время первоклассникам с аутизмом некуда было идти: все, что на тот момент могла предложить  система  специального образования, не соответствовало их потребностям и возможностям. И мы, родители, предложили пилотный проект по модели московского класса для детей с аутизмом. Это первый шаг к инклюзии детей с аутизмом в массовую школу. Хотя инклюзия – процесс двусторонний, и мы, родители детей с аутизмом, очень надеемся на встречное движение со стороны специалистов и общества в целом и на то, что наши дети будут среди вас.

Учитель-дефектолог Наталья ВОЛЧОК рассказала, что класс интегрированного обучения для детей с аутизмом был открыт на базе ресурсного центра в ГУО «Средняя школа №5».

- В связи с этим возникают некоторые противоречия между традиционной системой специального обучения детей с особенностями психофизического развития и системой обучения детей с РАС. Для них не подходят традиционные методы и приемы обучения, а необходимо использование другого подхода, прежде всего для того, чтобы дать детям возможность научиться жить вместе с другими людьми, - подчеркнула специалист. - А выход в достаточно сложные социальные условия школы, в среду обычных детей станет большой победой, откроет новые возможности развития.

Говорить о полноценной инклюзии как во внутри-школьную среду, так и в общество в целом, пока рано, но первые шаги в этом направлении уже сделаны.

Новизна проекта заключается в том, что для организации образовательного процесса в классе введены 0,5 ставки педагога-психолога и 1,5 ставки тьютора, а также предполагается накопление и обобщение педагогического опыта по работе с детьми с аутизмом. Да, на обучение таких детей выделяются огромные средства из бюджета. Но по-другому невозможно добиться того, чтобы дети с аутизмом жили среди нас и радовались жизни вместе с нами.

Эти дети очень тонко чувствуют мир, никогда не делают зла, несомненно, обладают талантами. Их нужно беречь и защищать. Очень радует, что дети с доверием идут в школу. Они начали радоваться и улыбаться вместе с нами, а это – самое главное.

Проекты

– Все шаги в русле инклюзии детей с аутизмом принесут огромную пользу нашему обществу, – уверена председатель совета МБОО «Дети. Аутизм. Родители» Татьяна ЯКОВЛЕВА. – Отрадно, что это понимают не только наши друзья из общественных организаций, но и представители некоторых властных структур.

В текущем учебном году благодаря поддержке, финансовому и организационному участию Мингорис-полкома в столице реализуется сразу три проекта, инициированных МБОО «Дети. Аутизм. Родители». Интегрированный класс, в котором учатся дети с аутизмом, – один из них. На базе школы-интерната №7 и Минского городского ЦКРОиР создается ресурсный центр по проблемам обучения детей с аутизмом; в специализированном детском дошкольном учреждении №235, каждый третий воспитанник которого имеет диагноз «аутизм», готовится проект по подготовке таких детей к обучению в школе.

Предполагается, что в следующем учебном году во Фрунзенском районе Минска откроется еще один класс для детей с аутизмом, в городе увеличится количество дошкольных учреждений с интегрированным обучением малышей с аутистическими расстройствами.

 

В ТЕМУ

В Байнете появился сайт, благодаря которому белорусские семьи, воспитывающие детей с аутизмом, смогут найти волонтеров. Ресурс autism.volunteer.by создан участниками православного Братства Иоанна Богослова в рамках реализации проекта помощи белорусским семьям, которые воспитывают детей с аутизмом. Первоначальная задача сайта – аккумулировать информацию о нуждающихся в помощи семьях и потенциальных волонтерах.

Проект «Разам–2» стал естественным продолжением проекта «Создание единой волонтерской службы «Разам», который Братство реализовало в прошлом году.

– Мы приняли 80 молодых людей, обучили их основам оказания помощи людям с особенностями и альтернативным методикам реабилитации, организовали для них стажировки на различных социальных объектах, - говорит председатель Братства Павел СЕРГЕЕВ. – Выпускники этого проекта – сертифицированные волонтеры, желающие и умеющие способствовать интеграции людей с особенностями в белорусское общество.

Проанализировав свой опыт, мы решили сделать акцент на помощи одной из самых уязвимых социальных групп – семьям, которые воспитывают детей с аутизмом. Мы вновь набираем желающих стать волонтерами-помощниками таких семей. Они пройдут серьезную теоретическую подготовку на семинарах с участием психологов, педагогов, опытных волонтеров. Каждый из них сможет выбрать себе специализацию по способностям: стать арт-терапев-том, организатором массовых мероприятий для детей с аутизмом, тьютором для школьника с аутизмом, помощником семьи, воспитывающей такого ребенка. Мы надеемся, помощь волонтеров станет для таких семей еще одной ниточкой, держась за которую, они смогут вернуться к активной жизни в обществе.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно