440

Чтобы не заскучал. Как развивать и обучать ребенка с помощью игры?

"Аргументы и факты" в Беларуси № 2. Астропрогноз для всех и каждого 11/01/2022

Игропедагог – одна из профессий будущего, которая скоро станет привычной. О новом направлении рассказывает игропедагог, профориентатор, создатель лагеря «Коллекция приключений» Ирина ТУЗИНА.

-  Что делает игропедагог?

- Я выстраиваю последовательность игр так, как это надо для образовательного процесса. Если игры будут очень простыми – ребенку станет скучно. Если слишком сложными – тоже. Надо подобрать определенную сложность, наладить взаимодействие в группе, провести её не просто через набор игр, а через сюжет, чтобы дети могли что-то осознать или «прокачать» определенные навыки. Думаю, хорошие родители и педагоги сами понимают важность игр и давно используют «геймификацию». Например, когда ребенок не хочет убирать игрушки, мама предлагает: «Давай представим, что это не ящик для игрушек, а пасть крокодила… Покормим его?»

- Какие бывают игры?

- Разные.  Вопрос в том,  чего мы хотим добиться. Состояния концентрации или  расслабления? А может, мы хотим повысить уровень доверия между участниками или поднять боевой дух? Квесты развивают все типы мышления, а трансформационные игры позволяют задать самим себе очень непростые вопросы и изменить базовые установки личности. Есть игры профориентационные, помогающие определиться с выбором пути. И, конечно, все игры так или иначе чему-то учат – и не только детей. Верхней возрастной планки для игр нет.

Управлять страхами и эмоциями

- Как работает «игровой» механизм?

- Когда человек играет, он отрывается от реальности и перемещается в область воображения, активизируя очень важную часть себя – внутреннего ребенка. И те проблемы, которые обозначены в игре, – они не личные, а игровые. Человек проще с ними справляется и меньше боится. Он всегда может сказать: «Я больше не играю». То есть человек в игре сам управляет своими страхами и эмоциями, получая при этом опыт. Игровое мышление помогает решать самые разные проблемы. Например, человек решил правильно питаться. Он приходит в магазин, читает этикетки и через пять минут ему становится грустно, потому что купить совершенно нечего. Может, еще дня три, если он очень настойчивый, поищет и в других магазинах, но, скорее всего, просто оставит эту идею. Другое дело, если человек отнесется к решению проблемы как к игре. Например, представит себя охотником за продуктами. И тогда у него появятся азарт, мотивация к поиску. Игровое мышление помогает выходить даже из тяжелых кризисов, переживать сложнейшие периоды.

Физические игры, тот же футбол, тоже имеют терапевтический эффект. Конечно, это всегда стимулирующее чувство победы. Но, кроме того, это и прокачка важных навыков «переживания поражения» - ведь даже очень хорошие футболисты могут проиграть. В играх люди учатся получать удовольствие от процесса, ценить соперников. Повторю – любая игра чему-то учит.

Место для творчества

- Какие игры лучше выбирать для детей?

- Кто-то предлагает исключительно «развивашки», но ребенку нужны и обычные ролевые игры, например, «дочки-матери». У детей, которые росли только с полезными играми и игрушками, потом могут быть сложности в эмоциональной сфере, им будет труднее общаться со сверстниками.

Еще одна проблема – когда игрушек слишком много. Ребенок просто перестает фантазировать. Кому-то будет достаточно взять цветок и палочку – и вот уже готова кукла, можно играть, придумывать сюжеты. Так развиваются эмоциональный интеллект, ассоциативное мышление, которые в будущем помогут успешно совмещать задачи из разных сфер и креативно их решать. Но если «закормленный» игрушками ребенок лишен возможности включать воображение, то цветок и палочка для него так и останутся просто цветком и палочкой.

Часто родители хотят, чтобы у ребенка «всё было по-настоящему», и предлагают ему, например, на утренник дорогой костюм – точную копию униформы любимого персонажа. Но ребенку надо оставлять место для творчества, возможность создавать мир своими руками. Поэтому, если у него уже есть готовый костюм, пусть он не просто в нем позирует, а придумает, сюжет для своего героя.

Проявить интерес

- Компьютерные игры – это хорошо ли плохо?

- Не существует однозначно плохих или хороших игр. Если человек – ребенок или взрослый – совсем отрывается от реальной жизни, то это болезнь. Но если он сохраняет эмоциональные связи, игра не влияет на его социальные функции, то это не зависимость. Тогда компьютерные игры могут быть даже полезны. У подростков, которые играют, например, в «Майнкрафт», развиваются пространственное мышление, креативность. Опять же, я говорю о ситуациях, когда нет игровой зависимости.

Еще важно смотреть, во что играет ребенок, в каком он эмоциональном  состоянии. Игропедагог анализирует настроение игрока и предлагает ему игры, которые корректируют нежелательные состояния. А компьютер их не выбирает.

Если подросток увлечен «стрелялками», понаблюдайте, на какой стороне он «воюет», как действует. Задайте вопрос – почему он так себя ведет в игре? Подростки с удовольствием об этом говорят. То есть они не хотят делиться тем, что у них внутри, но через игру, говоря о персонажах, они рассказывают и о себе. Проявите искренний интерес к играм вашего ребенка, и вы узнаете о нем очень много.

- Посоветуйте, во что играть дома долгими зимними вечерами.

- Есть огромное количество хороших «настолок», «данеток». Даже простое лото в кругу близких – это и общение, и впечатления, и общий драйв. Моя бабушка устраивала «игровые вечера», когда собирались родственники, и все вместе играли – и дети, и взрослые. Это было очень здорово. Я бы хотела, чтобы в каждой семье была такая традиция.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно