2050

Торговые центры вытесняют из Минска рынки и базары


Рынок торговых центров оказался одним из самых быстрорастущих в Минске. Только в текущем году город должен прирасти на 150 тыс. «квадратов». Девелоперы начинают борьбу не только за арендаторов, но и за трафик. Чтобы привлечь посетителей, в ход идут огромные галереи на сотни магазинов, семейно-развлекательные центры и формат распродаж. Традиционным рынкам с прилавками нечего им противопоставить.

Вместе с собственниками торговых центров стали активно действовать и операторы. Многие компании осваивают масс-маркет и переориентируются на аудиторию с уровнем дохода ниже среднего. «Покупательская способность населения упала. Брендовые сети стараются снижать цены и предоставлять скидки, делая ставку не на высокую маржу, а на объемы продаж. Это практически не оставляет шансов рынкам и базарам, которые за последние годы и без того растеряли свою аудиторию», – пояснил эксперт.

Базарная торговля постепенно уходит в прошлое. В 2013 году в Минске снесли Червенский рынок, а недавно стало известно о закрытии рынка у торгового центра «Экспобел». Тенденция лишь отчасти связана с желанием властей перейти к более цивилизованным формам торговли. Ключевую роль сыграл экономический фактор: если в торговые центры потоки покупателей в последние годы росли, то традиционные рынки переживали бурный спад. «Минск перешел на новый уровень, а те, кто не успел перестроиться, были вынуждены мириться со сложностями или закрыться – это естественный процесс», – обратил внимание Дмитрий Дробышев.

В то же время торговые центры продолжают расширять свое влияние. На место «одиноким» объектам приходят торговые кварталы. Почти в каждом районе представлен мощный шопинг-центр, который замыкает на себе основной трафик покупателей. Так, в Московском районе таковым выступает ТРЦ «Титан» с тематическими зонами и центром развлечений, в Центральном – «Замок» с просторной галереей, а в центре города – подземная «Столица». Во Фрунзенском районе на этот статус претендует GreenCity, но пока его открытие затягивается.

В целом Минск развивается в двух направлениях – строительство крупных торгово-развлекательных центров и открытие региональных объектов в спальных районах. Строящиеся гигантские моллы сейчас наиболее уязвимы: представленные в стране ритейлеры не могут обеспечить их заполняемость, а мировые бренды в страну не спешат. Поэтому некоторые девелоперы развивают институт франчайзинга – открывают собственные магазины под известными вывесками. Для уже открытых торговых центров ситуация более радужная, поскольку они успели заручиться поддержкой крупных операторов.

Выдержать сильную конкуренцию со стороны торговых центров смогут лишь некоторые столичные рынки. «Это, в частности, касается «Комаровки» и «Ждановичей», жизненный цикл которых далек от завершения. Они, конечно, уже не смогут вернуть себе былой успех, но в состоянии уверенно развиваться. Многое, конечно, будет зависеть от того, смогут ли они адаптироваться к возросшим ожиданиям покупателей и найти свою нишу. Так, «Комаровка», вероятнее всего, останется исключительно продуктовым рынком», – подчеркнул эксперт.

Тем более что в мире есть немало примеров, когда рынки пользуются огромным успехом в городах с высокой концентрацией торговых центров. «Чтобы в этом убедиться, достаточно посетить рынок Бокерия в Барселоне или Гранд-базар в Стамбуле», – предложил представитель «Твоя столица. Недвижимость для бизнеса».
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно