Задать Татьяне ряд вопросов нам удалось как раз накануне международной конференции «Пищевая промышленность Беларуси: маркетинг, логистика, инновации», которая состоится 14-15 марта в Минске.
- Как отразился кризис 2008-го года в Украине на покупательскую способность?
- В кризисный 2008 год уровень покупательной способности начал постепенно падать, что привело к сокращению объемов производства в пищевой промышленности. По сравнению с другими отраслями промышленности, это падение было менее существенным. Наиболее сильную негативную динамику показали мясная и молочная промышленность.
Однако темп роста рынка пищевых продуктов Украины в период с 1998 года по 2008 год был динамичным и составлял 12-16% в год. Но до сих пор по отдельным группам пищевых продуктов уровень потребления населением ниже, чем рациональные нормы. Это говорит о том, что в перспективе отрасли будут развиваться высокими темпами, по крайней мере до того момента, когда будут достигнуты рациональные нормы потребления.
- Насколько популярен белорусский товар на Украине?
- Стоит отметить, что в последнее время на рынке молочных продуктов заметно выросло предложение белорусских товаропроизводителей. В Украине стало значительно больше белорусских молочных продуктов: творог, твердые сыры, масло, практически полностью представлена группа цельномолочной продукции. Большое количество предпринимателей стали реализовывать в своих торговых точках колбасы и консервированную мясную продукцию из Беларуси. Ввоз белорусских продуктов заметно вырос за последние четыре-пять месяцев. Цена на белорусскую продукцию несколько ниже украинской, что делает ее конкурентоспособной и востребованной.
Направления государственной поддержки – это то, чему украинцы могут поучиться у белорусов. В Беларуси государственное регулирование направлено на поддержку и развитие сельского хозяйства и пищевой промышленности. Высокое качество белорусских продуктов, возможно, связано и с тем, что практически вся продукция изготавливается по государственным стандартам, а не по техническим условиям. К тому же, например, производство белорусской молочной продукции построено, в основном, на поступлении молока от крупных товаропроизводителей. Это обуславливает значительно более высокое качество молока. Обмен опытом между Беларусью и Украиной весьма важен, и участие в таких конференциях, как «Пищевая промышленность Беларуси: маркетинг, логистика, инновации», исключительно полезно и интересно.
- От чего зависит развитие рынка пищевых продуктов в Украине?
- По нашим исследованиям, рынок пищевых продуктов Украины имеет более высокую степень зависимости от доходов, нежели от цены. С ростом уровня покупательной способности населения будет расти и рынок пищевых продуктов. Поэтому определенное время рост рынка продуктов питания Украины будет обеспечен внутренним потреблением. Хотя и экспортные возможности можно и необходимо реализовывать. На экспорт ориентировано, в первую очередь, производство растительного масла, пивобезалкогольная, кондитерская промышленность, ликеро-водочная, молочная и др. Решение отдельных отраслевых проблем откроет новые перспективы в развитии пищевой промышленности.
- Какие вы видите проблемы развития пищевой промышленности на данный момент?
- Одна из основных проблем – преобладание в производстве продукции сельского хозяйства хозяйств населения. Домашними хозяйствами производится 55% продукции сельскохозяйственного производства. При этом в домашних хозяйствах производится 80% молока и 45% мяса. Это создает определенные трудности, которые связаны с качеством сырья, формированием цен и сырьевых зон. Качественные изменения в развитии сельскохозяйственного производства приведут к значительным улучшениям.
Еще одна трудность - ритейлерские сети: обладая большей рыночной властью, они диктуют правила реализации продукции, цены, условия приобретения товаров. Ритейлеры практически не работают с малым и средним бизнесом. Только крупные компании, имеющие в своем арсенале раскрученные бренды, могут взаимодействовать с торговыми сетями на выгодных для себя условиях.
- Какие меры помогли бы в развитии пищевой промышленности Украины?
- Во-первых, гармонизация европейских и украинских стандартов. Если это будет проведено достаточно быстро, то перед продукцией Украины откроется более широкий внешний рынок. Сегодня украинская молочная продукция (твердые сыры, масло) ориентирована преимущественно на рынок Российской Федерации. И любые проблемы на этом рынке приводят к значительным потерям товаропроизводителей. Рынок сбыта сухих молочных продуктов географически значительно шире, но и здесь, как и по другим товарным позициям, очевидны возможности расширения экспорта.
Во-вторых, горизонтальная интеграция – объединение предприятий в крупные холдинги, что дает им конкурентные преимущества. За счет эффекта масштаба возможно формирование более низких цен при сохранении достаточно высокого качества продукции. Такие предприятия более склонны к инновациям, поскольку имеют больше финансовых возможностей. Поэтому в перспективе процессы поглощения и слияния будут продолжаться. Хотя уже и сейчас есть отрасли, в которых больше 30% рынка контролируются 4-6 крупными товаропроизводителями. При этом есть малые и средние товаропроизводители, работающие на рынке пищевых продуктов, которые нашли свои рыночные ниши.
В-третьих, создание вертикальных объединений, интегрированных по типу технологической цепочки, когда от производителя сырья до реализатора готовой продукции создается объединение, которое в состоянии контролировать определенную часть рынка.
Более детально перспективы, направления, проблемы украинского пищевого рынка и пути их решения Татьяна Мостенская обозначит 14-15 марта в Минске. Эксперт выступит в рамках международной конференции «Пищевая промышленность Беларуси: маркетинг, логистика, инновации» с докладом на тему «Рынок пищевых производств Украины и направления его развития».
Программа, новости, интервью со спикерами, отраслевые конкурсы – на сайте конференции www.food-forum.terra-group.by.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть