Солнечный круг,
Небо вокруг —
Это рисунок мальчишки,
Нарисовал он на листке
И подписал в уголке...
Худрук джазового квартета Игорь Гранов с недоумением посмотрел на солистку:
— Ты серьёзно собираешься выступать с этим на конкурсе?
Певица упрямо кивнула. Гранов лишь развёл руками.
Пять лет назад, создавая группу, он в поисках певицы выбрал бывшую солистку Мюзик-холла Тамару Миансарову. У девушки были два высших музыкальных образования, изумительный голос, но для исполнения задуманного репертуара — песен советских композиторов в оригинальной обработке и джазовой классики — с ней нужно было ещё много работать.
Усилия не пропали даром: молодая певица стала стремительно набирать популярность. Но ехать на фестиваль в Польшу, главную музыкальную «ярмарку» социалистического лагеря, с какой-то детской песенкой?
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я
Строки с плаката
Однажды поэт Лев Ошанин увидел на улице плакат со словами «Пусть всегда будет небо! Пусть всегда будет солнце!» Художник нарисовал его, вдохновившись четверостишием четырёхлетнего Кости Баранникова, опубликованным ещё в 1928 году:
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.
Ошанина "зацепили" строчки с плаката, и очень быстро в его голове родилось новое стихотворение. Музыку написал композитор Аркадий Островский. В июле 1962 года песня впервые прозвучала в исполнении Майи Кристалинской.
И вот теперь Тамара Миансарова намеревалась выступить с ней на конкурсе песни в Польше. Гранов сказал:
— Это нелепая затея, извини, но даже нет смысла тратить время на репетиции!
Детство в оккупации
Худрук намеревался вернуться к этому разговору позже, надеясь переубедить Тамару.
Но она уже всё решила. Незамысловатые ошанинские строки напомнили ей о детстве. Десятилетней девочкой в первые дни войны она с мамой металась под гитлеровскими бомбами, падавшими на Минск, пыталась уйти на восток вместе с колоннами беженцев. Но немцы продвигались быстрее, и пришлось возвращаться в уже захваченный гитлеровцами город, где на улицах висели трупы повешенных партийных работников, а также тех, кого новые власти сочли «нелояльным элементом».
Памяти певицы Тамары Миансаровой
Памяти певицы Тамары Миансаровой
Каждый день мог стать последним. Голод и страх, страх и голод, и наивная детская надежда на то, что когда-нибудь над головой снова будет мирное небо, яркое солнце, и рядом будет мама.
Милый мой друг,
Добрый мой друг,
Людям так хочется мира.
И в тридцать пять
Сердце опять
Не устает повторять...
Чтобы выжить, мама Тамары возглавила детский хор, за что получала скудный паёк. После освобождения женщине инкриминировали работу на немцев, и она была задержана. Оставшуюся в одиночестве девочку забрали к себе сёстры матери, которые увезли её в Украину. К счастью, эта история завершилась благополучно: разобравшись в обстоятельствах дела, маму Тамары реабилитировали, и они смогли вернуться в Минск.
Песня вне моды
Перед отъездом в Польшу переубедить Миансарову пытался не только худрук, но и серьёзные товарищи из высоких кабинетов. Но и они сдались перед настойчивостью певицы: хорошо, пусть едет, значит, в этом году для страны главным будет не победа, а участие.
Музыкальный конкурс 1963 года проходил не в Сопоте, а в расположенном рядом Гданьске, в «Гданьск Верфь Холле». В ставший впоследствии легендарным амфитеатр «Лесная опера» в Сопоте фестиваль перебрался годом позже.
Польская публика всегда была придирчивой, особенно по отношению к советским исполнителям. В 1963 году исполнители отдавали дань текущей моде, танцевальным ритмам, и от Тамары Миансаровой не ждали чего-то иного. И вдруг...
Тише, солдат,
Слышишь, солдат, —
Люди пугаются взрывов.
Тысячи глаз
В небо глядят,
Губы упрямо твердят...
Первая победа
Поляки были потрясены не только строками, но и исполнением. В первом и третьем куплетах Тамара пела мальчишеским дискантом, и казалось, что на сцене действительно ребёнок, страшащийся войны, но наперекор ей своими словами утверждающий жизнь.
Многие из тех, кто сидел в зале, хорошо помнили войну, закончившуюся менее чем два десятилетия назад. Слова песни были и о них, о том, что пережито, о том, повторения чего никогда нельзя допустить.
Против беды,
Против войны
Встанем за наших мальчишек.
Солнце — навек! Счастье — навек! —
Так повелел человек
Тамара Миансарова стала первой советской исполнительницей, победившей на конкурсе. За последующие полвека повторить этот результат удалось лишь троим: Льву Лещенко, Ирине Понаровской и Алле Пугачевой.
То, что останется навсегда
Миансарова влюбила в себя поляков. Её выступления в стране всегда проходили с аншлагом. В восьмидесятые польский журнал «Панорама» выбрал четвёрку самых популярных исполнителей за 25 лет. Вместе с чехом Карелом Готтом, французами Эдит Пиаф и Шарлем Азнавуром в этот список попала и Тамара Миансарова.
Шлягеров в карьере певицы было немало: и легендарный «Черный кот», и «Рыжик»... Но её визитной карточкой остался «Солнечный круг», который пели все, начиная от пионеров и заканчивая космонавтами.
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть